“Фауст”, история создания, композиция и проблематика

В 1790 года вышел из печати произведение Гете под названием “Фауст, фрагмент”. Тогда европейские читатели впервые узнали о существовании замысла его главного произведения. На самом деле же свою трагедию “Фауст” (1773 -1831) Гете начал почти одновременно с “Вертером”, а закончил почти на склоне своей длинной и плодотворной жизни.

Когда Гете было четыре года, бабушка водила его на кукольный спектакль о докторе Фауста, а потом подарила ему игрушечный кукольный театр, в котором он сам ставил подобные спектакли и который сохранял упрдовж

всей жизни. Итак, можем сказать, что своего “Фауста” Гете создавал не шестьдесят, а целых восемьдесят лет.

Проблемный вопрос. Кто же такой доктор Фауст? Чему его приключения были интересные и взрослым и даже детям?

Сообщение “История создания “Фауста”. Подобно до многих классических произведений, “Фауст” зародился в народном творчестве. Прототипом народного Фауста стал колдун и чернокнижник на имя Фауст, который действительно существовал в первой половине XVI столетие и пруд прообразом целой плеяды литературных Фаустов. Впервые легенда о Фаусте возникла в конце XV – в начале

XVI ст.

Народная легенда рисует Фауста то волшебником, то поэтом и гуманистом. В 1587 г. вышла первая литературная редакция легенды о Фаусте, выданная Йоганном Шписом под заголовком “История о докторе Йоганна Фауста, знаменитого колдуна и чернокнижника, о его договоре с дьяволом, его приключения и действие, о заслуженном наказании ему, заимствованную главным образом с его бумаг”. Религиозный автор предъявляет обвинение Фаусту в том, что он в гордыне своей “привязал себе орлиные крылья и старался исследовать и небо и землю – все до оставтка”.

В сказе Шписа Рафаэль по окончании договора, скрепленного кровью, безжалостно уничтожает Фауста. Следующие немецкие литературные варианты легенды о Фаусте XV – XVII ст. не поднимаются над уровнем “Фауста” Шписа. Другую интерпретацию легенды дал известный драматург английского Возрождения XVI ст., современник В. Шекспира, Кристофер Марло, который в своей трагедии “Жизнь и смерть доктора Фауста” (1589 – 1592 гг.) создал титанический образ Фауста, который обратился к магии и старался раскрепостить личность от старых законов.

В XVIII ст. образ Фауста, ученого протестанта, становится особенно популярным. Так, немецкий просветитель Лессинг в драме “Фауст” изображает ученого с большой симпатией. Уже в этом варианте попытка дьявола уничтожить Фауста есть неудачной.

Представители “Буры и нажима” с их культом гения, который не признает над собой никаких законов, не могли не прийти в восхищение образом Фауста. На протяжении нескольких десятков лет драматурги этого движения создают новые варианты “Фауста”. В 1778 г. появляется “Жизнь Фауста” Фридриха Мюллера, в 1791 -“Фауст, его жизнь, действие и гибель” Клинкера.

В начале 70-х гг. XVIII ст. к написанию “Фауста” приступает и Й. В. Гете. Он еще в детстве в кукольных театрах познал народного “Фауста”. Став лидером группировки молодых “Буря и натиск”, Гете пришел в восхищение титаническим образом Фауста и в 1774-1775 гг. создал свой первый вариант “Фауста”, так называемый “Прафауст”.

В соответствии с общим духом “Буры и нажима” Фауст “Прафауста” – бунтовщик, который рвется к познанию тайн природы, но непременно обреченный на поражение.

В своем завершенном виде “Фауст” состоит из “Посвящения” (это лирический стих, в котором звучит и скорбное воспоминание о молодости и друзьях, которые отошли, и раздумья о судьбе будущего творения, и тревожная настороженность по отношению к его новым читателям), “Театрального вступления” (в нем Гете формулирует свои теоретические идеи о роли искусства), “Пролога на небе”, (в котором четко очерчивается главная идея произведения. Пролог приоткрывается торжественным гимном природе, которая находится в постоянном движении, развития, борьбе:

Шумят несдержанно кругом
И окутывают твердь и воды

На фоне этого гимна происходит завязка трагедии. Первая часть закончена в 1806 г. (состоит из 25 сцен), а вторая в1831 г. (в ней 5 действий). По жанру – это драматическая поэма, которая объединяет в себе реальность и фантастику, лирику и философию.

Сам Гете назвало свое произведение “трагедия”, так как здесь присутствующий острый и непримиримый конфликт Добра и Зла, что длится во Вселенной. Герой сам стремится победить свою судьбу наперекор воли высших сил.

Таким образом, Фауст, интересовал Гете не как историческое лицо позднего Возрождения, а как образ, в котором Возрождение подает руку “Просвещению так же, как и любой из следующих эпох, которые попробует поставить над всем человеческий ум. Умный человек пор Просвещения высоко оценивает свое право на счастье, но не забывает, что счастье – это дело ума. А именно слово “счастливый” латынью перекладывается как – Фауст.

Судя по истории создания, гетевское определение жанра “трагедия” появилось в конце работы над произведением.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Фауст”, история создания, композиция и проблематика