Образ Мефистофеля в трагедии Гете “Фауст”

Образ Мефистофеля в трагедии Гете “Фауст” довольно четко охарактеризован. Приведем для примера хотя бы эти строки:

Часть силы той, что без числа Творит добро, всему желая зла. Я дух, всегда привыкший отрицать.

Мефистофель отрицает схоластику, то есть оторванное от реальной жизни знание:

Теория, мой друг, суха, Но зеленеет жизни древо.

Мефистофель может управлять огнем:

Не завладей я областью огня, Местечка не нашлось бы для меня.

Сам Фауст выразился о своем госте так:

Так вот он в чем, твой труд почтенный! Не сладив

в целом со вселенной, Ты ей вредишь по мелочам?

Внешний облик Мефистофеля также вырисовывается вполне ясно:

Цивилизация велит идти вперед; Теперь прогресс с собой и черта двинул. Про духа северного позабыл народ, И, видишь, я рога, и хвост, и когти кинул.

Мефистофель отрицает божественное подобие людей, стремится доказать Господу, что от искушений Фауст навсегда останется во власти зла. Он уверенно заключает спор с Господом, совершенно не опасаясь, проиграть его:

Посмотрим. Вот моя рука, И скоро будем мы в расчете. Вы торжество мое поймете, Когда он, ползая в помете, Жрать будет прах от башмака.

Мефистофель

выработал для себя незыблемые истины о мироздании и о людях. Он не способен на постижение “вселенной во весь объем”, и не понимает, почему он часть силы, которая творит добро вопреки его воле. Мефистофель разрушал иллюзии Фауста, не осознавая, что именно так он приближал его к истине.

Мефистофель в этой трагедии интеллектуал и философ, который знает слабости людей и знает, как играть на них. Он допускает много замечаний в адрес человеческого рода:

Божок вселенной, человек таков, Каким и был он испокон веков. Он лучше б жил чуть-чуть, не озари Его ты божьей искрой изнутри. Он эту искру разумом зовет И с этой искрой скот скотом живет.

У Мефистофеля несколько обличий: среди гуляк он остряк, любящий исполнять веселые куплеты, для императора он маг и мастер развлечений, а с Фаустом он и философ-наставник, и слуга, и сводник, и телохранитель. С представителями темного мира: чертями, духами и ведьмами он также умеет легко находить общий язык. Мефистофель не всесилен, и это можно понять в начале и в конце трагедии: “Я не всеведущ, я лишь искушен”, “Подумай, друг: не все же мне подвластно!”.

То, что он не смог освободить Маргариту из тюрьмы доказывает то, что ему не подчиняется весь мир.

Свои размышления о загнивающем феодальном обществе и пришедшем ему на смену капиталистическом, Гете вкладывает в уста Мефистофеля. В сцене “Императорский дворец” Мефистофель предлагает императору выпустить бумажные деньги под обеспечение подземных кладов, которые по закону “принадлежат кесарю”. Подземные клады, символизирующие здесь производительные силы страны, так и остаются нетронутыми, а это значит, что будет продолжаться обирание народа вооруженными сборщиками податей. Бумажные деньги как символ перехода в капиталистическое общество не могут не пасть в цене при таком бездействии государства, но императора это мало волнует, он одаривает приближенных бумажными деньгами.

А это доказывает, что капиталистический мир ничуть не лучше прежнего.

Мефистофель такой же неординарный, как и Фауст, но они антиподы, ведь Фауст стремится достичь глубин мудрости, Мефистофель уверен, что там ничего нет. Первый жаждет поисков, а второй пресыщен тем, что наблюдает на земле.

Некоторые исследователи считают, что Мефистофель – это второе “Я” Фауста, то есть телесное воплощение его подсознания. Обнажается внутренний конфликт Фауста: остаться одиноким, поглощенным своими проблемами и страстями или отказаться от своих интересов и помогать другим людям. В нем добро сражается со злом. Когда Фауст познал идеал, он сказал: “Мгновенье ты прекрасно, остановись, постой!”.

А достижение идеала – это смерть. В природе нельзя реализовать идеал, можно лишь стремиться к нему. Душу Фауста уносят ангелы, Мефистофель, который верил в “конечность” жизни оказался посрамленным.

Возможно помимо образа Мефистофеля вас заинтересуют другие сочинения по этой теме:


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ Мефистофеля в трагедии Гете “Фауст”