Фауст и Рафаэль, диалектическое решение проблемы добра и зла
Маргарита появилась Фаусту как символ молодости и красоты. Она воплощает наивную душевную гармонию, которой так не хватает герою. Но Маргарита со своим ангельским характером, душевным целомудрием, воспитанная по законам патриархальной морали, искренне верующая – обреченная к гибели задумчивой и изобразило проведенной Рафаэлем игрой на чувствах. И голос с неба “Спасенная” звучит вопреки всем замыслам Рафаэля.
Там, на небе, Господь, как высший судья, определяет судьбу человека.
Фауст выходит из этой трагедии опустошенным, он
Или он был лишь игрушкой в руках дьявола? А может, Фауст был не в возможности опираться власти естественного чувства? Множество вопросов ставит перед читателями история любви Фауста и Маргариты.
Гете
Центральным элементом схемы является графическое объединение понятий “идеал”, “реальность” с именами героев “Фауст”, “Рафаэль”. За Фаустом направляется тень Рафаэля, как его второе Я, второй голос одной и той же противоречивой натуры. Яркое подтверждение этому – история любви Фауста и Маргарита.
По замыслу Гете, мир держится на противостоянии творческого духа (это Фауст) и духа возражения и разрушения, сомнения и уныния (это Рафаэль). В борьбе разногласий создается гармония мира, в столкновенье идей – истина. Поэтому вообразить Фауста без такого спутника невозможно, и, графическое объединение Фауста и Рафаэля – это идея диалектического единства Добра и Зла. Нам становятся более понятными слова Рафаэля:
Я ж часть от части лишь, что первым всем была,
Частичка той тьмы, которая свет привела…
В философии Гете идея диалектического единства противоположностей есть одной из главных. Идея вечного стремления к бесконечности как смысл философских поисков Фауста воплощает форма схемы – круг – олицетворение бесконечности человеческого поиска. Отсюда, ключевой лозунг схемы – путь человека к идеалу через реальность, тем не менее идеалы определяют, “освещают светом высокого смысла ее повседневное существование и поднимают его над животным прозябанием в мире” конечного”, эмпирического”.
Выходит такой себе кругооборот жизни – между идеалом и реальностью. Или заслуживает герой Гете называться “вечным об вместе”, подобно Дон Кихоту? Вечные образа – выдающиеся художественные образа, которые, возникнув за определенных исторических обстоятельств, имеют большое общечеловеческое значение, продолжают сохранять познавательную, воспитательную и эстетичную силу.
В образе Фауста Гете воспевает вечные дерзания человека, который стремится отыскать истину, постоянно находится в движении, а итак оказывает содействие преобразованию мира.
Знаменитый монолог Фауста является прославлением бесконечного в человеке. Стремление человека к истине и есть тем бесконечным, что наполняет человеческая жизнь смыслом. Вера у бессмертия творческого гения была наибольшей верой в жизни Гете, который воплощал дух европейской культуры.