Эрнст Толлер
Эрнст Толлер (1893-1939) принадлежал к мюнхенскому окружению Мюзама, то есть к той политически активной интеллигенции, которая горячо спорила о п а ц и ф и з м е, революции и социализме.
Молодой студент юридического факультета в 1914 году пошел на фронт добровольцем. В 1916 году Толлер был тяжело ранен, и его демобилизовали для продолжения учебы. В Мюнхене под влиянием К. Эйзнера и Г. Ландауэра он вступил в Независимую социал-демократическую партию Германии, с энтузиазмом вел антивоенную агитацию среди рабочих.
Его арестовали, и лишь революция
Будучи страстным революционером, Толлер одновременно посвятил себя и литературе, что в литературной ситуации последних лет войны означало примыкание к кругу идей и стилистике экспрессионизма. Драма Толлера “Превращение” (1917-1918) свидетельствует о том, по каким направлениям складывалось у Толлера осмысление главных мировоззренческих проблем.
Эта пьеса является выражением нравственного кредо, драматизированным повествованием о судьбе
Но вы можете стать людьми, если обретете веру в себя и в человека…”. Он призывает своих “собратьев” идти к “власть имущим”, “солдатам” и “богачам”: “… откройте им свое сердце, бывшее некогда свалкой. Но будьте добры к ним, ведь и они – несчастные, заблудшие”.
Толлер проникся идеей такой революции, которая должна произойти в результате нравственного пробуждения всех людей, но в дни Баварской Советской республики ему пришлось взять на себя реальную политическую ответственность: некоторое время он даже возглавлял новое правительство, затем командовал одним из участков фронта. Суровая реальность вооруженной борьбы столкнулась с идеалистическими представлениями поэта. Ряд его действий ускорил падение Баварской Советской республики.
В этих пьесах он стремится понять и художественно воплотить события, непосредственным участником которых он был. Причины поражения революции Толлер видел прежде всего в непримиримом трагическом противоречии между вождями революции и широкими массами, не готовыми к ней, поэтому он хотя и “переворачивает” конфликтную структуру экспрессионистской поэзии, однако по-прежнему остается в ее рамках. Лишь в сатирической комедии “Освобожденный Вотан” (1923), разоблачающей послевоенную реакцию в Германии, ему удается преодолеть эти позиции экспрессионизма.
Толлер непосредственно не принадлежал к революционно-пролетарскому литературному движению, но все же в 20-е и 30-е годы он считался одним из наиболее известных немецких писателей, близких к пролетариату. Воспоминания о главных событиях его жизни, тема революционной работы дали ему возможность создать еще целый ряд значительных художественных произведений: “Гоп-ля, мы живем!” (1927), “Гасить котлы!” (1930). Находясь в эмиграции, он написал пьесу “Пастор Галль” (1939), призывавшую к борьбе с нацистским режимом.
Он выступал в качестве оратора и публициста, организатора широкой международной поддержки республиканской Испании.
В мае 1939 года, когда власть фашистов достигла своего апогея, Толлер покончил жизнь самоубийством в Нью-Йорке.