Эрнст Толлер

Эрнст Толлер (1893-1939) принадлежал к мюнхенскому окружению Мюзама, то есть к той политически активной интеллигенции, которая горячо спорила о п а ц и ф и з м е, революции и социализме.

Молодой студент юридического факультета в 1914 году пошел на фронт добровольцем. В 1916 году Толлер был тяжело ранен, и его демобилизовали для продолжения учебы. В Мюнхене под влиянием К. Эйзнера и Г. Ландауэра он вступил в Независимую социал-демократическую партию Германии, с энтузиазмом вел антивоенную агитацию среди рабочих.

Его арестовали, и лишь революция

освободила его из тюрьмы. Спустя всего несколько дней он уже был членом руководства Баварского центрального совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Будучи страстным революционером, Толлер одновременно посвятил себя и литературе, что в литературной ситуации последних лет войны означало примыкание к кругу идей и стилистике экспрессионизма. Драма Толлера “Превращение” (1917-1918) свидетельствует о том, по каким направлениям складывалось у Толлера осмысление главных мировоззренческих проблем.

Эта пьеса является выражением нравственного кредо, драматизированным повествованием о судьбе

человека и автобиографией. Действие пьесы, разворачивающееся в шести эпизодах и аллегорических интермедиях, рассказывает о Фридрихе, выходце из буржуазной семьи, а по существу, о самом Толлере, для которого ура-патриотические настроения сменились отрезвлением, а вслед за размышлениями о более человечном миропорядке пришла решимость бороться за него. О путях, которыми герой идет к своей цели, лучше всего говорит последняя сцена, где Фридрих обращается с речью к толпе, чтобы затронуть сердца людей: “Ведь вы теперь не люди, а лишь искаженные подобия самих себя.

Но вы можете стать людьми, если обретете веру в себя и в человека…”. Он призывает своих “собратьев” идти к “власть имущим”, “солдатам” и “богачам”: “… откройте им свое сердце, бывшее некогда свалкой. Но будьте добры к ним, ведь и они – несчастные, заблудшие”.

Толлер проникся идеей такой революции, которая должна произойти в результате нравственного пробуждения всех людей, но в дни Баварской Советской республики ему пришлось взять на себя реальную политическую ответственность: некоторое время он даже возглавлял новое правительство, затем командовал одним из участков фронта. Суровая реальность вооруженной борьбы столкнулась с идеалистическими представлениями поэта. Ряд его действий ускорил падение Баварской Советской республики.

В этих пьесах он стремится понять и художественно воплотить события, непосредственным участником которых он был. Причины поражения революции Толлер видел прежде всего в непримиримом трагическом противоречии между вождями революции и широкими массами, не готовыми к ней, поэтому он хотя и “переворачивает” конфликтную структуру экспрессионистской поэзии, однако по-прежнему остается в ее рамках. Лишь в сатирической комедии “Освобожденный Вотан” (1923), разоблачающей послевоенную реакцию в Германии, ему удается преодолеть эти позиции экспрессионизма.

Толлер непосредственно не принадлежал к революционно-пролетарскому литературному движению, но все же в 20-е и 30-е годы он считался одним из наиболее известных немецких писателей, близких к пролетариату. Воспоминания о главных событиях его жизни, тема революционной работы дали ему возможность создать еще целый ряд значительных художественных произведений: “Гоп-ля, мы живем!” (1927), “Гасить котлы!” (1930). Находясь в эмиграции, он написал пьесу “Пастор Галль” (1939), призывавшую к борьбе с нацистским режимом.

Он выступал в качестве оратора и публициста, организатора широкой международной поддержки республиканской Испании.

В мае 1939 года, когда власть фашистов достигла своего апогея, Толлер покончил жизнь самоубийством в Нью-Йорке.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Эрнст Толлер