Фолькер Браун, Гельмут Байерль, Клаус Хаммель
Драматургия Фолькера Брауна (род. в 1939 г.) также стремится вскрыть новые противоречия социалистического общества, чтобы активно содействовать их разрешению. Поэтически-ораторская сила его пьес заставляет забыть об их отвлеченной конструктивности, а характеры персонажей находят точное выражение в лапидарном языке.
Основное философское содержание пьес Фолькера Брауна всегда черпается из социалистической действительности, из событий мирового революционного процесса. Так, драматургический конфликт пьесы “Отвальщики” (1966; название
Рабочий буроугольного карьера Пауль Баух, отличающийся от своих товарищей по работе неуемным желанием полнокровной жизни и огромной самоотдачей в труде, мечтает о том, чтобы человек смог использовать преимущества социализма, превратив и работу и быт в сплошной праздник, которому человек будет отдавать себя всего, без остатка. Не зная меры ни в своих эмоциях,
Пьеса исполнена пафоса, ее диалоги имеют философский смысл, однако это не перегружает ни сценической речи, ни хода событий и отнюдь не вступает в резкое противоречие с атмосферой барачного общежития и трудовых будней на буроугольном карьере. Если в этой пьесе прослеживается определенная связь с “Разбойниками” Шиллера, то в пьесе “Хинце и Кунце” (1973; первый вариант шел под названием “Ганс Фауст” – 1967 г.) Браун попытался рассмотреть диалектику темы Фауст – Мефистофель на материале социалистической действительности.
Пьеса “Тинка” (1975) повествует о борьбе за революционные позиции
В сложном процессе социалистического строительства на исходе 60-х годов.
Героиня пьесы, инженер, протестует против решения приостановить запланированную автоматизацию предприятия. Борьба мнений приводит Тинку к разрыву с любимым человеком. В пьесе говорится о творческих возможностях освобожденного труда и о необходимости широкого общественного обсуждения при решении назревших острых проблем.
Пьесы Фолькера Брауна о Ленине и Че Геваре возвращаются к теме революции и революционных движений в современных условиях. Его историческая драма “Великий мир” (1979) объединяет многие из этих мотивов. Для всего творчества Фолькера Брауна весьма характерна следующая высказанная им мысль: “То, что именует здесь себя искусством, может желать лишь того, чтобы стать определенной формой действительности, если оно вообще чего-то хочет; этим желанием и противоречием оно и живет” 119.
Последние пьесы Гельмута Байерля берут свой материал из повседневной жизни людей. Тем самым драматургические произведения Байерля, в частности цикл сцен “Истории тринадцатого” (1962) и пьесы “Иоганна из Де-бельна” (написана в 1964 г., первая постановка состоялась в 1969 г.), “Горлица” (1974) и “Зоммербюргер” (1976), отвечают общим устремлениям литературы Германии по идейно-художественному осмыслению проблем социалистической демократии и взаимоотношений между личностью и обществом во всей их противоречивой сложности.
В пьесе “Зоммербюргер” рассказывается о старом коммунисте, который, выступая против проявлений мещанства в быту, пользуется методами прежних боевых лет. Он добивается успеха, однако в конце концов сознает, что тем самым ему удается справиться лишь с внешним слоем событий, но этого недостаточно, чтобы овладеть всей глубиной жизненных проблем в обществе развитого социализма.
Наряду с заимствованием сюжетов из реалистической литературы XIX века (“Госпожа Женни Трайбель, или Где встречаются сердца”, 1963, по мотивам Теодора Фонтане; “Янки при дворе короля Артура”, 1967, по мотивам Марка Твена; “Делец, или В ожидании Годо”, 1970, по мотивам Бальзака) Клаус Хаммель (род. в 1932 г.) обращался и к современной теме. Здесь наибольший успех выпал на долю его пьесы “В десять у аттракциона “Русские горы”” (1964).
Эта пьеса повествует о мыслях и чувствах молодых людей. В центре пьесы находится тема формирования патриотического сознания граждан Германской Демократической Республики.
В комедии “Рим, или Второе сотворение мира” (1975) Хаммель размышляет о новых условиях и возможностях для творческого труда и счастья человека.
После пьес “Желтое окно, желтый камень” (1977) и “Размышления о Феликсе Дзержинском” (1978) Клаус Хаммель выступил с очень значительными произведениями – историческими драмами “Гумбольдт и Боливар, или Новый континент” (1979) и “Пруссы идут!” (1981).