Эрнст Теодор Амадей Гофман

Эрнст Теодор Амадей Гофман – гениальный немецкий деятель культуры эпохи романтизма. Прежде всего он, конечно, замечательный писатель, но также и композитор, автор первой немецкой романтической оперы “Ундина”, живописец, театральный критик, декоратор. Он родился в Кенигсберге, в семье адвоката.

Получив юридическое образование, он работал судебным чиновником в разных прусских городах. Но подлинная жизнь Гофмана проходила за стенами судебных учреждений, в занятиях искусством, музыкой, литературой. Он создал два романа – “Эликсиры

сатаны” (1813) и “Житейские воззрения Кота Мурра” (1820- 1822).

Но прежде всего Гофман-писатель прославился своими причудливыми фантастическими новеллами-сказками.

Жанр этих новелл можно определить, используя выражение самого автора – “сказка о реальном” или “сказка из новых времен”. Можно назвать эти произведения и “фантазиями о современной Германии”, кстати, свой первый новеллистический сборник Гофман так и озаглавил – “Фантазии в манере Калло”. Действительно, в гофмановс-ких произведениях пересекаются два мира – реальности и фантастики. Фантастика не просто

соседствует с повседневностью, но часто прячется за нею, таится в ней.

Так, невероятные приключения в новелле “Золотой горшок” начинаются с того, что герой, второпях пересекая рынок, опрокидывает корзину с яблоками у одной из торговок, а фея из новеллы “Крошка Цахес” служит в обычном пансионе для благородных девиц.

Романтические герои Гофмана способны видеть в обыденном течении жизни необыкновенное, фантастическое (как Ансельм в “Золотом горшке”, наблюдающий игру зеленоглазой змейки в кусте бузины), либо открывать за видимостью, иллюзией что-то настоящее, какую-то реалию действительности (как Бальтазар, не поддавшийся чарам феи и не давший себя ослепить мнимыми достоинствами уродца Цахеса). Персонажи-обыватели (филистеры, как называли их в Германии) не умеют ни фантазировать, ни открывать для себя мир фантазии, они боятся всего неординарного, необычного или просто не замечают его. В этом противопоставлении персонажей-романтиков – поэтов, художников, музыкантов – и пошлых, заурядных, неизменно трезво мыслящих филистеров кроется огромная сатирическая сила Гофмана-новеллиста, которого по глубине и остроте критики современного ему общества не раз сравнивали с французским писателем-реалистом Бальзаком. Я. Я.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Эрнст Теодор Амадей Гофман