«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться… а спокойствие — душевная подлость» (Л. Н. Толстой). (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

Русская литература 2-й половины XIX века
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться… а спокойствие — душевная подлость» (Л. Н. Толстой). (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

Рассуждая о душевной подлости, возникающей в отсутствии светлой мечты, нравственных исканий, душевного затишья, я вспоминаю пьесу Александра Николаевича Островского «Гроза». Катерина — главная героиня; на мой взгляд, она как раз тот человек, который рвется, ошибается, путается, бьется, как птица, но ищет ответы на свои вопросы.

Героиня пытается жить честно, но вокруг нее оказывается пустота, созданная бездушием и меркантильностью общества.

Именно в этом случае можно сказать, что спокойствие жизни в городе Калинове, где происходит действие пьесы, — это душевная подлость, замешанная на трусости.
Многие представляют Катерину как единственный «луч света в темном царстве» кабановых и диких. Она, действительно, не такая, как все обитатели города Калинова. Калинов — собирательный образ города, в котором живут люди, заботящиеся лишь о себе, о своей личной выгоде.

Калиновцы согласны обделить нищих мужиков ради собственного

обогащения, наживы; они готовы совершать неблаговидные поступки, лишь бы об этом никто не узнал. Этот низкий мирок меркантильных и двуличных отношений на протяжении всей пьесы «Гроза» противопоставляется прекрасному миру природы.
По моему мнению, только два персонажа наделены автором способностью осознавать мелочность и никчемность людского быта и величие русской природы — это Кулигин и Катерина. Даже Феклуша, которая с восторгом говорит о великолепии окружающего мира, с раболепием хвалит состоятельных людей, рассчитывая на их покровительство.
Борису не дано понять противопоставление мира «светлого» и «темного», потому что он принадлежит к миру торгашеских отношений, «темное царство» оставило свой отпечаток на его душе и характере. Борис, как и Катерина, не похож на обитателей Калинова, но мыслят эти герои по-разному. Катерина живет мечтой о воле, в ее душе есть полет фантазии. А Борис свободу понимает как возможность сделать что-то противоречащее нормам этого общества, но остаться при этом безнаказанным.

Этот герой-любовник боится не угодить Дикому, потерять свою долю наследства. Хотя Борис, как и Катерина, стремится к воле.
Отличительная черта Катерины состоит в том, что она видит окружающий мир не так, как все остальные. Этим она притягательна для читателя. Мир для Катерины настолько волшебен, что она несколько раз (в течение пьесы) удивляется неспособности людей к полету, к нравственной и духовной свободе.

Возлюбленная Бориса, как птица, запертая в клетке, жаждет свободы, «пищи» для души и разума. Она верит в чудо в том мире, для которого чудес не существует, а есть только сиюминутная выгода. Героиня Островского мыслит не так приземленно, как Дикой и Кабаниха, а позже замечает, что и ее успели «переделать». Катерина обращается не к будущему, а к прошлому, к тому, как хорошо, вольно ей было до замужества, когда она могла пойти погулять в сад, свободно помолиться, провести вечер с подругами.

Жена Тихона хочет освободиться из-под гнета своей свекрови Кабанихи, для которой покорность и несамостоятельность сына являются доказательствами собственного величия и власти над ближними.
Я испытываю симпатию к Катерине за ту душевную красоту и чистоту, которую она лелеяла в себе совершенно естественно. Кажется, что она способна чувствовать присутствие небесных сил вокруг. К сожалению, окружающие не понимают попавшую в чужую среду девушку, даже Варвара, которая притворяется сострадательным человеком.
Дочь Кабанихи, несмотря на ее противостояние матери, тоже относится к «темному царству» сумасбродства, безнравственности и духовной нищеты. Варвара проявляет свою волю, но для нее все сводится к тому, чтобы гулять все ночи напролет, лишь бы «все было шито-крыто». Все это неприемлемо для жены Тихона.

Катерине не хочется предавать мужа, но она мечтает о настоящей любви. И в этот момент ей встречается Борис, выделяющийся среди обитателей Калинова своей внешней независимостью, образованностью, показной свободой во взглядах. Девушка считает проявление чувства непростительным и всячески прячет его, старается преодолеть. Но именно распущенность Варвары, которая не считает такую любовь аморальной, толкает Катерину в объятия Бориса.

Это влечет за собой трагические последствия.
Катерина готова полностью отдаться великому чувству любви и пойти за любимым человеком хоть на край света. Ее чувство сильно и безумно, поэтому приезд мужа застает Катерину врасплох. Она становится чуткой ко всему, что происходит вокруг нее, но окружающие привыкли не замечать того, что творится рядом, — так удобнее. Для Катерины важны собственные переживания, ощущения, но она не может согласовать их с миром бесчувственных и бездушных людей.

Набожность Катерины заставляет ее видеть в любом событии кару Божью и искать спасение от грядущего Высшего Суда. Героиня не может найти себе места, ощущает свою вину и понимает, что наказание неотвратимо.
Катерина впервые в жизни сталкивается с такой неразрешимой проблемой. С ее точки зрения, любовь — грех, ее чувства не могут быть оправданы. Катерина не видит смысла жить дальше, но ее поступок — это вызов всему обществу города Калинова.

Нежелание мириться с такой жизнью побуждает молодую женщину к самоубийству.
Для меня Катерина — образец нравственности, так как она сумела ответить за свои поступки и чувства. Главной героине не хватает жизненного опыта, но она полна решимости. Со своей чистотой и простотой она подобна ребенку, ее мысли затуманены чувством вины и обиды на этот несправедливый мир.
Некоторые литературные критики представляют Катерину решительной, убежденной в своей правоте, готовой идти против «темного царства». Другие считают ее забитой, провинциальной и необразованной, способной только совершить самоубийство, но не противостоять человеческим слабостям и порокам. По-моему, нельзя согласиться ни с одной из этих точек зрения.

Девушка не стремилась исправить нравы города Калинова, но и не смогла примириться с ними. Она оказалась чужой в этом «темном» и непонятном для нее мире, единственным «светлым лучом», который отыскал автор в мире торгашеских отношений, самодурства и внутренней распущенности.
Трудно понять Катерину — этот сложный и отнюдь не однозначный образ молодой женщины, входящей в другую семью, но несущей в себе основы иного воспитания. Она пытается жить честно, но путается, ошибается, ищет себя, пытается примирить общественную мораль с собственными чувствами. Героиня стремится подняться ввысь над этим страшным и бездушным миром.

Но люди не птицы, они не могут свободно улететь от своих чувств, поступков и в конечном счете от самих себя.
Как мне кажется, многое в понимании образа главной героини пьесы А. Н. Островского «Гроза» объясняет высказывание Л. Н. Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться… а спокойствие — душевная подлость».


«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться… а спокойствие — душевная подлость» (Л. Н. Толстой). (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)