«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться… а спокойствие — душевная подлость» (Л. Н. Толстой). (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
Русская литература 2-й половины XIX века
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться… а спокойствие — душевная подлость» (Л. Н. Толстой). (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
Рассуждая о душевной подлости, возникающей в отсутствии светлой мечты, нравственных исканий, душевного затишья, я вспоминаю пьесу Александра Николаевича Островского «Гроза». Катерина — главная героиня; на мой взгляд, она как раз тот человек, который рвется, ошибается, путается, бьется, как птица, но ищет ответы на свои вопросы.
Именно в этом случае можно сказать, что спокойствие жизни в городе Калинове, где происходит действие пьесы, — это душевная подлость, замешанная на трусости.
Многие представляют Катерину как единственный «луч света в темном царстве» кабановых и диких. Она, действительно, не такая, как все обитатели города Калинова. Калинов — собирательный образ города, в котором живут люди, заботящиеся лишь о себе, о своей личной выгоде.
Калиновцы согласны обделить нищих мужиков ради собственного
По моему мнению, только два персонажа наделены автором способностью осознавать мелочность и никчемность людского быта и величие русской природы — это Кулигин и Катерина. Даже Феклуша, которая с восторгом говорит о великолепии окружающего мира, с раболепием хвалит состоятельных людей, рассчитывая на их покровительство.
Борису не дано понять противопоставление мира «светлого» и «темного», потому что он принадлежит к миру торгашеских отношений, «темное царство» оставило свой отпечаток на его душе и характере. Борис, как и Катерина, не похож на обитателей Калинова, но мыслят эти герои по-разному. Катерина живет мечтой о воле, в ее душе есть полет фантазии. А Борис свободу понимает как возможность сделать что-то противоречащее нормам этого общества, но остаться при этом безнаказанным.
Этот герой-любовник боится не угодить Дикому, потерять свою долю наследства. Хотя Борис, как и Катерина, стремится к воле.
Отличительная черта Катерины состоит в том, что она видит окружающий мир не так, как все остальные. Этим она притягательна для читателя. Мир для Катерины настолько волшебен, что она несколько раз (в течение пьесы) удивляется неспособности людей к полету, к нравственной и духовной свободе.
Возлюбленная Бориса, как птица, запертая в клетке, жаждет свободы, «пищи» для души и разума. Она верит в чудо в том мире, для которого чудес не существует, а есть только сиюминутная выгода. Героиня Островского мыслит не так приземленно, как Дикой и Кабаниха, а позже замечает, что и ее успели «переделать». Катерина обращается не к будущему, а к прошлому, к тому, как хорошо, вольно ей было до замужества, когда она могла пойти погулять в сад, свободно помолиться, провести вечер с подругами.
Жена Тихона хочет освободиться из-под гнета своей свекрови Кабанихи, для которой покорность и несамостоятельность сына являются доказательствами собственного величия и власти над ближними.
Я испытываю симпатию к Катерине за ту душевную красоту и чистоту, которую она лелеяла в себе совершенно естественно. Кажется, что она способна чувствовать присутствие небесных сил вокруг. К сожалению, окружающие не понимают попавшую в чужую среду девушку, даже Варвара, которая притворяется сострадательным человеком.
Дочь Кабанихи, несмотря на ее противостояние матери, тоже относится к «темному царству» сумасбродства, безнравственности и духовной нищеты. Варвара проявляет свою волю, но для нее все сводится к тому, чтобы гулять все ночи напролет, лишь бы «все было шито-крыто». Все это неприемлемо для жены Тихона.
Катерине не хочется предавать мужа, но она мечтает о настоящей любви. И в этот момент ей встречается Борис, выделяющийся среди обитателей Калинова своей внешней независимостью, образованностью, показной свободой во взглядах. Девушка считает проявление чувства непростительным и всячески прячет его, старается преодолеть. Но именно распущенность Варвары, которая не считает такую любовь аморальной, толкает Катерину в объятия Бориса.
Это влечет за собой трагические последствия.
Катерина готова полностью отдаться великому чувству любви и пойти за любимым человеком хоть на край света. Ее чувство сильно и безумно, поэтому приезд мужа застает Катерину врасплох. Она становится чуткой ко всему, что происходит вокруг нее, но окружающие привыкли не замечать того, что творится рядом, — так удобнее. Для Катерины важны собственные переживания, ощущения, но она не может согласовать их с миром бесчувственных и бездушных людей.
Набожность Катерины заставляет ее видеть в любом событии кару Божью и искать спасение от грядущего Высшего Суда. Героиня не может найти себе места, ощущает свою вину и понимает, что наказание неотвратимо.
Катерина впервые в жизни сталкивается с такой неразрешимой проблемой. С ее точки зрения, любовь — грех, ее чувства не могут быть оправданы. Катерина не видит смысла жить дальше, но ее поступок — это вызов всему обществу города Калинова.
Нежелание мириться с такой жизнью побуждает молодую женщину к самоубийству.
Для меня Катерина — образец нравственности, так как она сумела ответить за свои поступки и чувства. Главной героине не хватает жизненного опыта, но она полна решимости. Со своей чистотой и простотой она подобна ребенку, ее мысли затуманены чувством вины и обиды на этот несправедливый мир.
Некоторые литературные критики представляют Катерину решительной, убежденной в своей правоте, готовой идти против «темного царства». Другие считают ее забитой, провинциальной и необразованной, способной только совершить самоубийство, но не противостоять человеческим слабостям и порокам. По-моему, нельзя согласиться ни с одной из этих точек зрения.
Девушка не стремилась исправить нравы города Калинова, но и не смогла примириться с ними. Она оказалась чужой в этом «темном» и непонятном для нее мире, единственным «светлым лучом», который отыскал автор в мире торгашеских отношений, самодурства и внутренней распущенности.
Трудно понять Катерину — этот сложный и отнюдь не однозначный образ молодой женщины, входящей в другую семью, но несущей в себе основы иного воспитания. Она пытается жить честно, но путается, ошибается, ищет себя, пытается примирить общественную мораль с собственными чувствами. Героиня стремится подняться ввысь над этим страшным и бездушным миром.
Но люди не птицы, они не могут свободно улететь от своих чувств, поступков и в конечном счете от самих себя.
Как мне кажется, многое в понимании образа главной героини пьесы А. Н. Островского «Гроза» объясняет высказывание Л. Н. Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться… а спокойствие — душевная подлость».