“Хозяева” жизни и их “жертвы” в пьесе Островского “Гроза”

Литератор Юрьев отмечал: “Грозу” не Островский написал, “Грозу” Волга написала”. Действие пьесы происходит в городе Калинове, расположенном на берегу реки Волги. Это вымышленный провинциальный городок, в котором царят жестокие нравы.

И это кажется очень странным, поскольку живописная природа этого уютного городка, близость прекрасной реки Волги должны располагать людей к миру, любви и согласию.
Богатые купцы городка создали здесь свой мир, в котором все решают деньги. Настоящими “хозяевами” Калинова являются Дикой

и Кабаниха. Кулигин говорит: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!..

А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтоб на его труды даровые еще больше денег наживать”.
Богатая купчиха Кабаниха властвует в своем доме, соблюдая изжившие себя порядки и обычаи. Кабаниха считает, что жена должна бояться своего мужа. Ей и в голову не приходит, что отношения между мужем и женой могут быть другими – теплыми, нежными, а главное – строиться на основе взаимного уважения. Она заставляет сноху Катерину бросаться в ноги уезжающему мужу и ругается на нее за то, что она при этом не воет.

От

сына Кабаниха требует, чтобы он бил свою жену.
Дикой, как и Кабаниха, относится к “темному царству”. Между ними много общего: оба грубые, невежественные, держат в страхе своих домочадцев. Драматург осуждает невежество Дикого, который искренне считает, что гроза – это не явление природы, а божье предзнаменование.

Дикой очень жестокий человек. Он заявляет: “Захочу – помилую, захочу – раздавлю”.
“Жертвами” купцов являются несчастные мужики, которых они обирают. Дикой без зазрения совести говорит, что он одному не доплатит копейку, другому, вот так у него тысячи и “составляются”.
“Жертвы” Дикого и Кабанихи – Тихон, Варвара и, конечно же, Катерина.
Своего рода жертвой “темного царства” является дочь Кабанихи Варвара. Именно благодаря матери она выучилась лгать, изворачиваться, привыкла к мысли: “можно делать все, что угодно, лишь бы все шито-крыто было”. Став жертвой домашнего произвола матери, Варвара предпочла убежать из дома со своим женихом, не желая жить в доме, подобном тюрьме.
Очень привлекателен образ Катерины. В родительском доме Катерина жила как вольная птичка, ее ласкали, холили, она не знала, что такое грубость, жестокое обращение. Выйдя замуж за Тихона, она попала в семью, в которой окрики, грубость, ругательства были обычными явлениями. Молодая женщина сильно тяготится этой жизнью.

Она с горечью говорит о том, что человек не летает так, как птица.
Катерина – нравственно чистая женщина. Поэтому проснувшееся чувство к Борису она воспринимает как страшный, несмываемый грех. Для нее, замужней, в церкви венчанной женщины, любовь не к мужу, а к другому человеку есть нарушение христианской морали.

Семья, верность для нее святые понятия.
Почему же тогда Катерина согрешила с Борисом? В этом есть вина людей, являющихся “хозяевами” жизни. Атмосфера, которую создала в своем доме Кабаниха, и в которой вынуждена жить ее сноха, настолько мрачная, тягостная, что Катерина, сама того не осознавая, хочет вырваться из этой домашней тюрьмы.

И тут появляется Борис, судьба которого так же безрадостна, как и ее собственная…
Невольно возникает мысль: Катерина не совершила бы грех, не оступилась бы, если бы ей было хорошо в доме, который должен был стать (но не стал) для нее родным. Ее любовь к Борису есть побег от непонимания, произвола, жестокости. Запоминается сцена отъезда Тихона. Катерина, боясь саму себя, умоляет мужа взять ее с собой.

Но Тихон не понимает, не видит, что с женой происходит что – то страшное. Для него эта поездка – счастье, повод вырваться из дома, отдохнуть от материнского произвола. Возможно, если бы Тихон поговорил с Катериной по душам, не случилось бы того, что случилось.

Но Кабаниха сделала свое страшное дело: настолько подавила волю сына, настолько подчинила его себе, что он не в состоянии самостоятельно мыслить, чувствовать. Это делает за него мать.
Выстраивается цепочка: Катерина – жертва Кабанихи, но в какой-то степени ее губят слабохарактерность, никчемность, безволие мужа, то есть качества, которые являются следствием деспотизма Кабанихи. Таким образом, он – тоже жертва. Тихон, благодаря матери, превратился в безвольное, слабохарактерное существо.

Он никогда не протестует, не ропщет, делает все, что велит ему мать.
Глядя на мертвую жену, он жалеет, что не погиб вместе с ней: “хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучаться?”
Борис, племянник Дикого, тоже жертва. Он терпит издевательства дяди, потому что материально он и его сестра зависят от него. Между деньгами, материальным достатком и любовью к Катерине он выбирает материальные блага, то есть сознательно обрекает себя на роль жертвы.

Он раб Дикого, молчаливый исполнитель его воли.
Катерину убивает не отказ Бориса, а невозможность примирить свою совесть с любовью к другому человеку. Ей была физически отвратительна домашняя тюрьма. Гибель героини – результат несовместимости нравственности Катерины и уклада той жизни, которой она вынуждена жить.

Это результат ее нежелания быть “жертвой” страшных “хозяев” жизни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Хозяева” жизни и их “жертвы” в пьесе Островского “Гроза”