Бунин, Жизнь Арсеньева. Опишите приемный экзамен в гимназию

Бунин, Жизнь Арсеньева. Опишите приемный экзамен в гимназию Когда, по утверждению рассказчика – Алек­сея Арсеньева, он вступил в “сознательную жизнь”? Алексей “незаметно” вступил в созна­тельную жизнь и ощутил это внезапно, случайно заглянув в трюмо и увидев в нем с удивлением и даже некоторым страхом довольно высокого, худощавого, стройно­го мальчика в коричневой косоворотке.

Он много раз видел себя в зеркале, но только сейчас заметил и осознал, что вы­рос, и был удивлен и даже напуган этим.

Его волнует многое: перемена,

произо­шедшая с ним, новый облик, ощущение своей привлекательности, смутное пред­чувствие перемен. Ему довелось также пе­режить много горя – смерть бабушки, сестры Нади. Тема взросления героя ста­новится одной из основных тем “Жизни Арсеньева”.

Алексей вспоминает об иллюстрациях в тех книгах, которые он читал в детстве, – они запомни­лись ему на всю жизнь. Остались ли и у вас воспо­минания об иллюстрациях давно прочитанных книг? Мне особенно запомнились иллюстра­ции к сказкам А. С. Пушкина, выпол­ненные художником И. Билибиным.

Пре­красно иллюстрировал “Мертвые души” А. Агин.

У каждого моего одноклассника свои воспоминания.

Согласны ли вы с Алешей Арсеньевым, что знакомые строки “У лукоморья дуб зеленый…” так хороши, что их заслуженно можно назвать “колдов­скими”?

Совершенно согласен с Алешей Ар­сеньевым, что строки “У лукоморья дуб зеленый…” завораживают своим очарова­нием, настоящим колдовством слова, по­этичностью художественной речи. В про­логе к “Руслану и Людмиле” собраны из­вестные с детства образы из волшебных сказок. Пушкин нарисовал таинствен­но-сказочную картину с “неведомыми до­рожками” и “следами невиданных зве­рей”. Хочется читать и перечитывать вслед за юным героем подлинно волшеб­ные и таинственные строки, вводящие в чарующий колдовской мир: “Там лес и дол видений полны…” Важно отметить, что Бунин писал свою “вымышленную ав­тобиографию” в зрелом возрасте, и тем до­роже для него воспоминания детства и юности.

И потому очарование пушкинско­го пролога к “Руслану и Людмиле” – это и очарование ребенка, и очарование вспо­минающего детские годы взрослого писа­теля.

Как Алеше удается доказать, что “Страшная месть” Н. В. Гоголя утверждает торжество справед­ливости? Убедил ли он вас в этом?

Он видит торжество справедливости в удовлетворении чувства “священнейшей законности возмездия”, а это, по его мне­нию, означает конечное торжество добра над злом; и зло должно караться с пре­дельной беспощадностью. Такое понима­ние нравственности связано у Алеши с ве­рой в Бога, совершающего справедливость возмездия. В представлении героя возмез­дие “повергает человека в сладкий ужас и трепет и разрешается бурей восторга как бы злорадного, который есть на самом деле взрыв нашей высшей любви к Богу и к ближнему”.

Опишите приемный экзамен в гимназию. Что спрашивали у Алеши? Знаете ли вы, кто такие амаликитяне?

Как отнесся к этому вопросу отец Алеши?

Приемный экзамен описан кратко. Мы только знаем, что Алексей дома готовился к нему три года. Он был несложен: надо было помножить пятьдесят пять на трид­цать, рассказать, кто были такие амаликитяне, четко и красиво написать фразу и прочитать стихотворение Пушкина “Ру­мяной зарею покрылся восток…”.

Рыжий в очках учитель предусмотрительно пре­рвал чтение стихотворения, когда Алек­сей дошел до чтения эротических строк (“учителю слишком хорошо было извест­но это пробужденье”). Что касается амаликитян, то это кочевое племя в Палести­не. Слова отца говорят о ненужности, чуждости многого из того, о чем спраши­вали Алешу на экзамене.

Да и сам он ви­дел в гимназии много ненужного.

Опишите первый бал, на котором удалось по­бывать герою. Сочувствуете ли вы его переживани­ям и понятны ли они вам?

Это был бал в женской гимназии. Сто­яли морозные дни. Во дворе женской гим­назии выравнивали сугробы по бокам про­езда к парадному крыльцу и сажали в два ряда нарядные густые свежие елки.

На­встречу Арсеньеву и Глебочке шли гимна­зистки в шубках и ботинках, в хорошень­ких шапочках и капорах, с длинными посеребренными инеем ресницами и лу­чистыми глазами, некоторые из них при­ветливо звали на ходу: “Милости просим на бал!” Эти девочки пробуждали в герое первые чувства, чувства, “которым суж­дено было впоследствии владеть мной с такой силой…”.

Бал пробудил в Арсеньеве целую гамму воспоминаний. Он был нарядным, краси­вым, легким и ловким гимназистом в но­вом синем мундирчике и белых перчат­ках. Он радостно мешался в нарядной де­вичьей толпе, носился от радости по коридорам и лестницам, скользил по пар­кету среди танцующих.

Он вспоминал ог­ромную залу, залитую жемчужным све­том люстр, хор с торжествующими гро­мами военной музыки. Он дышал тем душистым зноем, которым дурманят балы новичков. Каждая девочка, детали ее внешности и одежды волновали юного ге­роя, очаровывали его.

Из воспоминаний Арсеньева неясно, танцевал ли он сам или только в радост­ном вихре носился среди танцующих. Са­мое главное в этих воспоминаниях – пе­редача чувства, настроения входящего в пору “юности мятежной” героя, от лица которого ведется повествование. Эти чув­ства светлые, радостные, захватывающие все существо Алексея. И как бы ни меня­лись времена, они становятся понятными и новым поколениям, нынешним стар­шеклассникам.

Очень хочется, чтобы на­ши школьные вечера назывались балами, а не дискотеками, потому что бал – это праздничное действие, которое символи­зирует вхождение в неизведанное, откры­вает новые, благородные чувства. Пони­мая переживания Арсеньева, мы немного завидуем ему.

Попробуйте дать собственный комментарий к стихотворениям Пушкина, о которых говорится в тексте. Используйте опыт рассуждений, которые вы нашли на страницах произведения Бунина.

Привлекает восторженность мальчика произведениями русской поэзии, особен­но стихами Пушкина, без которых он уже не мыслил своего существования и кото­рые органически вошли в его жизнь, со­провождая повседневные наблюдения, за­боты, просто созерцание картин собствен­ного быта. Мы чувствуем, что особенно Алексея привлекают картины природы, созданные Пушкиным, которые углубля­ют поэтический характер восприятия им окружающей действительности.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Бунин, Жизнь Арсеньева. Опишите приемный экзамен в гимназию