Поэтическая мастерская по теме «Виды рифм»
Слово учителя
Сегодняшнее наше занятие посвящено рифмам. На нем мы повторим и обобщим то, что знаем о рифмах; узнаем о новой разновидности рифм; послушаем стихи, понаблюдаем, как «работают» рифмы в них. А назвать занятие я предлагаю так: «Рифм… лицо».
— Какое слово, умное, точное, вы подберете, чтобы охарактеризовать лицо рифм? Предлагайте свои определения-прилагательные.
Учащиеся предлагают слово «зеркальное», так как рифмующиеся слова, как в зеркале, отражают друг друга, и если это зеркало идеально правильное, то рифма будет точной, богатой, если оно искажено, то рифма будет неточной, бедной; слова «красивое», «яркое», «изменчивое», «разное» (в ед. числе), «различные» (во мн. числе). Пусть ребята запишут понравившееся им определение на лежащих перед каждым листахраспечатках «Узловые моменты занятия» .
— Нашими помощниками сегодня будут «Школьный поэтический словарь» А. П. Квятковского и «Таблица умножения для молодых поэтов» В. Т. Шаламова. Из «Таблицы…» и первая необходимая для занятия мысль: «Научиться писать стихи нельзя Стихи — это вопрос таланта», «…тайны искусства имеют мало общего с поиском размера, овладения рифмой и т. д. Размеры и рифмы — это тайны сапожной мастерской, а не тайны искусства». Так что мы с вами сегодня в поэтической сапожной мастерской, моделируем стихотворные формы, учимся технике стихосложения, но, конечно же, прикоснемся и к творчеству, слушая ваши замечательные, «живые» стихи.
Просмотр видеофрагмента
Разговор о рифмах хотелось бы начать с обращения к видеофрагменту из детского мультфильма про Незнайку — «Незнайкапоэт».
Беседа
— Какую ошибку вначале сделал Цветик, объясняя Незнайке, что такое рифма?
— Попробуйте дать более точное определение этого понятия.
Обратимся к «Школьному поэтическому словарю», отдельные фрагменты которого составляют своеобразный минисловарик, соотнесем определения учащихся со словарным определением.
— Какие виды рифм вы знаете?
(Рифма бывает точной, приблизительной, составной, богатой, бедной, мужской, женской, открытой, закрытой. Ученики отвечают «по цепочке», выигрывает назвавший последнюю характеристику.)
— Действительно ли Незнайка был неспособен к поэтическому творчеству?
— Какие рифмы Незнайка подобрал к необычному слову «пакля»?
(Рвакля, шмакля. Они точные, женские, открытые.)
— Чего не хватало герою мультфильма?
(Словарного запаса и знаний по технике стихосложения.)
Индивидуальное творческое задание
— Сможете ли вы выполнить задание Цветика — подобрать рифмы к слову «пакля»? Запишите рифмующиеся слова в соответствующую графу таблицы из «Узловых моментов занятия».
— Имея перед собой словарик рифм, нарисуйте «портрет» каждой из них, докажите его верность. Вспомним алгоритм, который поможет выполнить это задание:
поставить ударение в рифмующихся словах; подчеркнуть созвучные части слов; обратившись к собственным знаниям и словарю, найти нужные определения.
Вот что у нас получилось.
- Лицо русского футуризма Если акмеизм, по большому счету, сознавал себя продолжателем культурных традиций, заложенных в русскую поэзию символизмом, то футуризм, который появляется одновременно с акмеизмом, решительно разрывает эти традиции и уже не продолжает, а противопоставляет себя поэтике символизма. Футуризм (от лат. будущее) — авангардистское течение в литературе и искусстве 10- 30-х годов XX столетия. Родиной футуризма была Италия. ... Читать далее...
- Рифма и ее разновидности Рифма — повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха ( Клаузулы ), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха. В зависимости от расположения ударений ... Читать далее...
- У войны не женское лицо Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны… …но все же, все же, все же… А. Твардовский Женщина и мир: создание и сохранение уюта в доме, воспитание детей, любовь и счастье. Женщина и война? Ах, какими несопоставимыми кажутся эти понятия… Но судьба сумела совместить и их, превратив нежность в ненависть ... Читать далее...
- «А как же вы в афишке пропустили грозу?. Ведь она тоже действующее лицо» Смысл названия пьесы А. Островского «Гроза». 10-й класс Мы не подберем названия — что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясна; что сюжет не освещен как следует… что самое существование пьесы не оправдано, зачем она написана, что нового хочет сказать автор? (А. Н. Островский) На доске — тема урока и эпиграф. В течение ... Читать далее...
- Как обрести живое лицо? Урок по рассказу Захара Прилепина «Жилка» В публицистической статье Захара Прилепина 2007 года «Наш современник, дай огонька» встречаются следующие строки: «Здесь появляется приятная возможность порассуждать о том, что Россия потеряла очертания. Не культурные, не геополитические, не эстетические, а вообще — очертания. Не поймешь, где у нее лицо, как в него смотреть, и туда ли ты ... Читать далее...
- Лицо Лицо — словоизменительная грамматическая категория глагола, служащая для разграничения участников коммуникации. Первое лицо указывает на то, что говорящий является производителем действия, обозначенного глаголом или он входит в некую группу лиц — производителей данного действия. Второе лицо указывает на действие, производимое собеседником, или адресатом или на то, что действие производится некоторой группой лиц, где есть и ... Читать далее...
- Автор и лирический герой поэмы С. А. Есенина «Черный человек»- одно лицо? В последних стихах Сергея Есенина все острее ощущается мучительный разлад поэта с самим собой. Память все чаще возвращается к минувшему, мысль о завершенности земного пути повторяется все настойчивее. Появляется желание оглянуться, подвести итоги прожитого. Чувство смятения все усиливается и усиливается. Все, что творится в эту пору в душе поэта, лучше всего отражено в поэме «Черный ... Читать далее...
- Что такое Стихосложение в литературе? К средствам поэтической выразительности принадлежит также ритмичность языка, которая предоставляет изложению художественного материала особой мелодичности, возвышенности, временами — торжественности. Ритм — в широком понимании: упорядоченная повторяемость каких-то предметов, элементов или действий. В аллее сада ритмически чередуются деревья и промежутки между ними, в доме — окна и простенки, в орнаменте или узоре — отдельные элементы их ... Читать далее...
- «У войны не женское лицо» (по произведению Б. Васильева «а зори здесь тихие…») План 1. Женщина и война — несовместимые понятия. 2. Трагизм войны в повести «А зори здесь тихие…»: А) судьба девушек-зенитчиц; Б) девушки, победившие войну. 3. «Не знаю, где я нежности училась». Женщина для меня — это воплощенная гармония жизни. А война — всегда дисгармония. И женщина на войне — это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. ... Читать далее...
- Определение. Что такое Лицо (грамматическая категория) Лицо — словоизменительная грамматическая категория глагола, служащая для разграничения участников коммуникации. Первое лицо указывает на то, что говорящий является производителем действия, обозначенного глаголом (в случае первого лица единственного числа) или он входит в некую группу лиц — производителей данного действия (в случае первого лица множественного числа). Второе лицо указывает на действие, производимое собеседником, или адресатом ... Читать далее...
- Базаров — лицо трагическое Жизнь Базарова похожа на яркую вспышку сигнальной ракеты. Она освещает путь заблудившимся, но издалека уже не видна. Она вспыхивает моментально, горит несколько секунд озаряя небо агрессивным цветом и гаснет, не оставив после себя даже пепла. Но и без нее можно обойтись, можно кричать и махать руками, пока тебя не найдут. Можно ли отнести Базарова в ... Читать далее...
- Культура речи — это духовное лицо человека Я считаю, что без уважения, без любви к родному слову не может быть ни духовной культуры, ни культуры речи. Она свидетельствует об общем развитии личности, о степени ее приобщения к духовным богатствам родного народа и достояний всего человечества. Я могу с уверенностью сказать, что основой языковой культуры является грамотность, то есть соблюдение общепринятых литературных норм ... Читать далее...
- О художнике и зрителе из кн. «Лицо времени» (Волынский) «Художник обязан скрыть от публики те усилия, которых ему стоит произведение, — писал однажды Крамской. — Свобода и легкость — непременное наслаждение зрителя…» Но легкость легкости рознь. Размышляя об этом, думая о сложной взаимосвязи между художником и зрителем, я вспоминаю еще одну сцену из далеких дней моего детства. Как-то в школе нам объявили, что приехал ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: жолаушылар разбор на казахском языке Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ЖОЛАУШЫЛАР Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, именительный падеж, мужской род, неодушевленное Формы : жолаушылар, жолаушылара, жолаушылару, жолаушыларом, жолаушыларе, жолаушылары, жолаушыларов, жолаушыларам, жолаушыларами, жолаушыларах Начальная форма ... Читать далее...
- Русская земля в «Слове о полке Игоревом» — фон или действующее лицо? Прежде чем писать это сочинение, я спросил своих родителей и одноклассников, которую роль, по их мнению, играют картины природы в художественных произведениях. Я услышал много разных ответов, тем не менее большинство из них сводилась к тому, что природа большей частью есть только живописным фоном, на котором происходит действие, иногда она может быть настроена на настроения ... Читать далее...
- Рецензия на повесть С. А. Алексиевич «У войны не женское лицо» Я ушла из детства в грязную теплушку. В эшелон пехоты, в санитарный взвод… Я пришла из школы в блиндажи сырые, От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать». Потому что имя ближе, чем Россия, Не смогла сыскать… Ю. Друнина Особой главой нашей отечественной литературы является проза о событиях военного времени. Эта тема породила огромное количество выдающихся ... Читать далее...
- РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ С. А. АЛЕКСЕЕВИЧ «У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО* Я Ушла из детства в грязную теплушку. В эшелон пехоты, в санитарный взвод… Я пришла из школы в блиндажи сырые, От Прекрасной Дамы в «мать» и *перемать». Потому что имя ближе, чем Россия, Не смогла сыскать… Ю. Друнина Особой главой нашей отечественной литературы является проза о событиях военного времени. Эта тема породила огромное количество выдающихся ... Читать далее...
- Чужое лицо ЯПОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Автор пересказов В. С. Санович Абэ Кобо Чужое лицо Роман-притча (1964) Исследователь, заведующий лабораторией в институте высокомолекулярной химии, во время эксперимента обжег себе лицо жидким кислородом, отчего все его лицо покрылось рубцами. Раны никак не заживают, и он все время ходит с забинтованным лицом. Он размышляет о том, что отсутствие на лице кожи, ... Читать далее...
- Лицо поэзии Игоря Северянина Знакомясь с поэзией начала XX века, я открыл для себя имена новых, незнакомых мне поэтов. Но особое место в моем сердце заняло имя автора, чьи стихи своей дерзостью, уверенностью, иронией будоражили тогдашнюю публику. Литературный псевдоним этого гениального, на мой взгляд, человека — Игорь Северянин. Судьба его сложилась трагично. Любя Россию и будучи ее патриотом, волею ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «Семья — лицо матери» С самого рождения малыш сразу попадает на руки к матери. Именно она заботится о его здоровье, комфорте и благополучии. И именно ее задачей становится достойно воспитать маленькую частичку своей любви. Со временем ребенок подрастает, потихоньку начинает выбираться из-под родительской опеки, а затем и вовсе отдаляться, попадая под влияние общества. И это верно, ведь дать жизнь ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: тихо категория состояние Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ТИХО Часть речи : наречие Грамматика : Формы : тихо Начальная форма : ТИХИЙ Часть речи : краткое прилагательное Грамматика : единственное число, качественное прилагательное, неодушевленное, одушевленное, средний ... Читать далее...
- Краткое содержание — У войны не женское лицо — Алексиевич С.Алексиевич — художественно-документальный цикл «У войны не женское лицо…». «Когда впервые в истории женщины появились в армии? Уже в IV веке до нашей эры в Афинах и Спарте в греческих войсках воевали женщины. Позже они участвовали в походах Александра Македонского. Русский историк Николай Карамзин писал о наших предках: «Славянки ходили иногда на войну с отцами ... Читать далее...
- «Чужое лицо» К. Абэ в кратком изложении Исследователь, заведующий лабораторией в институте высокомолекулярной химии, во время эксперимента обжег себе лицо жидким кислородом, отчего все его лицо покрылось рубцами. Раны никак не заживают, и он все время ходит с забинтованным лицом. Он размышляет о том, что отсутствие на лице кожи, которая является не более чем оболочкой, отгородило его от общества. Он чувствует себя ... Читать далее...
- Описание персонажей Гоголя: лицо помещиков Внутреннюю примитивность своих героев Гоголь раскрывает при помощи особых художественных приемов. Строя портретные главы, Гоголь подбирает такие детали, которые показывают своеобразие каждого помещика. В результате образы помещиков ярко индивидуализированы и резко, выпукло очерчены. Применяя прием гиперболы, подчеркивая и заостряя важнейшие черты своих героев,. Гоголь усиливает типичность этих образов, сохраняя вместе с тем их жизненность и ... Читать далее...
- Ярославна, как реальное историческое лицо, жена князя Игоря Ярославна, как реальное историческое лицо, жена князя Игоря Святославича Новгород-Северского, дочь могущественного галицкого князя Ярослава Владимировича, названного в «Слове» Осмомыслом. Княгиня в тексте именуется по отчеству, как и жена брата Игоря, Буй-Тура Всеволода — «красная Глебовна». С конца XVIII в. считается, что имя Я.- Ефросинья. У Игоря было пятеро сыновей и дочь. Старший сын — ... Читать далее...
- Краткое содержание Чужое лицо Кобо Абэ Чужое лицо Исследователь, заведующий лабораторией в институте высокомолекулярной химии, во время эксперимента обжег себе лицо жидким кислородом, отчего все его лицо покрылось рубцами. Раны никак не заживают, и он все время ходит с забинтованным лицом. Он размышляет о том, что отсутствие на лице кожи, которая является не более чем оболочкой, отгородило его от ... Читать далее...
- Сочинение на тему «Не за лицо судите, а по сердцу» Наверное, со мной согласится большинство, если я скажу, что Красивая внешность для человека в современном мире является довольно-таки важным преимуществом. Согласитесь, что красивым людям жить легче: им проще устроиться на работу, найти друзей или встретить любовь. Так, симпатичные «личика» никогда не остаются без внимания окружающих, поэтому и редко бывают одинокими, брошенными, несчастными… Простите, а что ... Читать далее...
- Чужое лицо краткое содержание Абэ К. Исследователь, заведующий лабораторией в институте высокомолекулярной химии, во время эксперимента обжег себе лицо жидким кислородом, отчего все его лицо покрылось рубцами. Раны никак не заживают, и он все время ходит с забинтованным лицом. Он размышляет о том, что отсутствие на лице кожи, которая является не более чем оболочкой, отгородило его от общества. Он ... Читать далее...
- Рифма точная и неточная Рифма — повторение более и менее сходных сочетаний звуков в окончаниях стихотворных строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк; в русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. (О. С. Ахманова, Словарь лингвистических терминов, 1969) Почему Незнайка был не прав, утверждая, что «палка — селедка» — тоже рифма? Потому, что он не знал, ... Читать далее...
- «У войны — не женское лицо» (по одноименному роману С. Алексиевич») Пятьдесят семь лет назад нашу страну озарил свет победы, победы в Великой Отечественной войне. Нелегкой ценой досталась она. Долгие годы советский народ шел тропами войны, шел, чтобы спасти свою Родину и все человечество от фашистского гнета. Каждому русскому человеку дорога эта победа, и, наверное, поэтому тема Великой Отечественной войны не только не утрачивает своей актуальности, ... Читать далее...
- «Смех — благородное лицо» в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» «Смех — благородное лицо» в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Разъясняя смысл «Ревизора», Н. В. Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был — смех». Близкий друг Н. ... Читать далее...
- Общее неумытое лицо помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души» Вся галерея образов, данная в первом томе «Мертвых душ», убедительно раскрывает внутреннее убожество и косный, затхлый быт крепостников — душевладельцев. Герои Гоголя — не Онегины и Печорины, а то поместное дворянство, которое представлено на балу у Лариных. Внутреннюю примитивность своих героев Гоголь раскрывает при помощи особых художественных приемов. Строя портретные главы, Гоголь подбирает такие детали, ... Читать далее...
- Трагическое лицо Петербурга в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» Молодым парнем Гоголь приехал из родной Малороссии в Петербург и за короткое время успел познакомиться с жизнью столичных чиновников и петербургских художников — будущих своих персонажей. Писатель словно повторил этот маршрут, перенеся «мир» своего творчества из Диканьки и Запорожской Сечи на Невский проспект. Впоследствии третьей «географической областью» гоголевского творчества станет глубокая Россия «Ревизора» и «Мертвых ... Читать далее...
- Краткое содержание «У войны не женское лицо» Аликсиевич С. А Женщины появились в армии уже в IV веке до нашей эры в Афинах и Спарте, славянки ходили иногда на войну с отцами и супругами. Во Вторую мировую войну в Англии женщины сначала служили в госпиталях, позднее в авиации и в автотранспорте. В Советской Армии воевало около миллиона женщин. Они овладели всеми военными специальностями, в том ... Читать далее...
- Лицо России. Серафим Саровский Лицо России… Кто и что может представлять нашу, такую многогранную и противоречивую, страну? Какие имена являются воплощением русского характера, наиболее ярких черт русской души? Безусловно, таких личностей множество — каждая из них выражает одну из граней, одно из «лиц» России». Но бесспорно также и то, что наша страна известна во всем мире, прежде всего, своей ... Читать далее...
- Смех — единственное честное лицо в комедии Гоголя «Ревизор» Тридцатые годы прошлого столетия — время наиболее плодотворного и интенсивного творческого расцвета Гоголя. Вслед за «Вечерами», «Миргородом», «Арабесками» он обращается к драматургии и создает одно из самых замечательных произведений мировой литературы — бессмертного «Ревизора». В этой комедии выставлены на позор чиноеничье-бюрократическая Россия, полицейско-самодержавный строй, основанный на чинопочитании, взяточничестве, злоупотреблениях и угнетении. По словам самого писателя, ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО…» …Да разве об этом расскажешь — В какие ты годы жила! Какая безмерная тяжесть На женские плечи легла!.. Ы. Исаковский Война… Отвратительное лицо ее никогда не сотрется из памяти народной. Холодные и безжалостные глаза смотрели стволами орудий на бойцов, идущих в атаку, страшными кровавыми ранами — на медсестер, санитарок, хирургов, смотрели на изнемогавших голодных рабочих ... Читать далее...
- Смех как действующее лицо в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Смех — одно из самых сильных орудий Против всего, что отжило. А. Герцен Одна из особенностей гоголевской драматургии определяется отношением ее к смеху, к комическому. Гоголь — комический писатель в целом — и как новеллист, и как автор поэмы «Мертвые души», и как драматург. Тем не менее именно драматургия (комедии «Ревизор», «Женитьба», а затем ряд ... Читать далее...
- О И. Шишкине из кн. «Лицо времени» (Волынский) Когда на склоне своей жизни Толстой, обрушиваясь на пустое, бессодержательное «искусство ради искусства», причислил и пейзажную живопись к искусству такого рода, Репин, решительно возразил ему. Пейзаж дорог нам не только потому, говорил он, что изображает верно природу, но и потому, что в нем отражается впечатление художника, его личное отношение к природе, понимание ее красоты. Лучшие ... Читать далее...
- О П. М. Третьякове из кн. «Лицо времени» (Волынский) Быть может, многим теперь покажется странным услышать, что еще каких-нибудь сто лет назад в России не было ни одного доступного народу музея, если не считать Эрмитажа (как известно, принадлежавшего царствующему дому Романовых), где русских картин было немного, да еще музея при академии. Несправедливо было бы, однако, утверждать, что в то время в России не было ... Читать далее...
«Рифм зеркальное лицо»