Анализ романа “Жизнь Арсеньева” Бунина И. А

Среди разных тем, которые поочередно занимали Бунина, в это время наблюдалось и некоторое общее стремление. Это началось вскоре после того, как прошел у него первый момент раздражения и написались все выступления, речи и полурассказы-полустатьи, которыми он отозвался на события, занесшие его к иным берегам. Дальше, чем чаще, тем подробнее, стал возвращаться в его короткие рассказы целостный образ России.

Где-то внутри его уже готовилась и выступала вперед “Жизнь Арсеньева” (1927-1939), огромное полотно, запечатлевшее старую Россию.
В

известном смысле бунинский роман (вместе с повестью А. Н. Толстого “Детство Никиты”, написанной в эмиграции в 1920-1922 гг.) замыкает цикл художественных автобиографий из жизни русского поместного дворянства, включающий в себя такие классические произведения, как “Семейная хроника” и “Детские годы Багрова-внука” С. Т. Аксакова, “Детство”, “Отрочество”, “Юность” Л. Н. Толстого, “Пошехонская старина” М. Е. Салтыкова-Щедрина. Но “Жизнь Арсеньева” не просто лирический дневник далеких, безвозвратно ушедших дней. Первые детские впечатления и впечатления отрочества, жизнь в усадьбе
и учеба в гимназии, картины русской природы и быт нищающего дворянства служат лишь канвой для философской, религиозной и этической концепции Бунина. Автобиографический материал преображен писателем столь сильно, что книга эта смыкается с рассказами того цикла, в которых художественно осмысляются вечные проблемы – жизни, любви, смерти.

А если вспомнить, что писался бунинский роман в 20-х и 30-х гг. нового века, за гребнем громовых революционных потрясений, станет более понятен полемический и как бы устремленный поверх современности смысл авторских отступлений и комментариев.
Размышляя о той национальной гордости, какая от века присуща русскому человеку, Бунин вопрошает: “Куда она девалась позже, когда Россия гибла? Как не отстояли мы всего того, что так гордо называли мы русским, в силе и правде чего мы, казалось, были так уверены?” Настойчиво повторяя мысль о “конце” России, погибшей “на наших глазах в такой волшебно краткий срок”, он всем художественным строем романа опровергает собственный мрачный вывод. Усадьба, полевое раздолье, старый русский уездный городок (где гимназист Алексей Арсеньев живет “на хлебах” у мещанина Ростовцева), дни великопостной учебы, постоялые дворы, трактиры, цирк, городской сад, напоенный запахом цветов, которые назывались просто “табак”, Крым, Харьков, Орел, Полтава, Москва-Первопрестольная – из множества миниатюр складывается огромная мозаичная картина России.
А какие пейзажи возникают на страницах “Жизни Арсеньева”, как чувствует и откликается писатель на малейшее движение в жизни природы! По Бунину, это черта тоже национальная: “первобытно подвержен русский человек природным влияниям”. Описания природы в романе таковы, что многие отрывки просятся в хрестоматию, пленяют звучностью и благородством языка.

Характерно, что природа и человек у Бунина неотделимы: человек растворен в природе.
“Жизнь Арсеньева” посвящена путешествию души юного героя, необыкновенно свежо и остро воспринимающего мир. Главное в романе – расцвет человеческой личности, расширение ее до тех пределов, когда она оказывается способной вобрать в себя огромное количество впечатлений. Перед нами исповедь большого художника, воссоздание им с величайшей подробностью той обстановки, где впервые проявились его самые ранние творческие импульсы.

У Арсеньева обострена чуткость ко всему – “зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист суслика в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги”.
Новаторство романа. Роман явил стремление автора как можно полнее выразить, самоутвердить себя в слове, передать, как сказал сам Бунин по другому поводу, “что-то необыкновенно простое и в то же время необыкновенно сложное, то глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни, во мне самом и о чем никогда не пишут как следует в книгах”. Новое в “Жизни Арсеньева” проявляется уже в самом жанре произведения, которое строится как свободный лирико-философский монолог, где нет привычных героев, где даже невозможно выделить сюжет в обычном понимании этого слова.

Здесь сказывается давнее желание писателя миновать, преодолеть устоявшиеся каноны все с той же целью преодоления конца и смерти (в чем опять-таки, быть может, проявилась неосознанная полемика с собственными представлениями о “конце”).
Страстное, и глубокое чувство пронизывает последнюю, пятую книгу романа – “Лика”. В основу ее легли преображенные переживания самого Бунина, его юношеская любовь к В. В. Пащенко. В романе смерть и забвение отступают перед силой любви, перед обостренным чувством – героя и автора – жизни.
В эту пору в восприятии современников Бунин предстает как живой классик. В 1933 г. он первым среди русских писателей был удостоен Нобелевской премии в области литературы. (Позднее ее получили Б. Пастернак, А. Солженицын, М. Шолохов и И. Бродский.) В официальном сообщении говорилось: “Решением Шведской академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия по литературе присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер”. Немалую роль в этом событии сыграло появление первых четырех книг “Жизни Арсеньева”.

Своеобразным итогом нравственно-духовных исканий явился философский трактат Бунина “Освобождение Толстого” (1937), посвященный любимому писателю.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ романа “Жизнь Арсеньева” Бунина И. А