И. А. Бунин. Жизнь и творчество

1. Детство и юность. Первые публикации.
2. Семейная жизнь и творчество Бунина.
3. Эмигрантский период. Нобелевская премия.
4. Значение творчества Бунина в литературе.

Разве можем мы забыть Родину?

Может человек забыть Родину?

Она – в душе. Я очень русский человек.

Это с годами не пропадает.
И. А. Бунин
И. А. Бунин родился в Воронеже 10 октября 1870 года. Отец Бунина Алексей Николаевич, помещик Орловской и Тульской губерний, участник Крымской войны, разорился из-за любви к картам. Обедневшие дворяне Бунины имели в роду таких

предков, как поэтесса А. П. Бунина и родной отец В. А. Жуковского – А. И. Бунин.

В три года мальчика перевезли в поместье на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, воспоминания его детства тесно связаны с ним.
С 1881 по 1886 год Бунин учился в Елецкой гимназии, откуда его отчислили за неявку с каникул. Гимназию он не закончил, получив домашнее образование под руководством брата Юлия. Уже в семь лет он писал стихи, подражая Пушкину и Лермонтову. В 1887 году в газете “Родина” впервые напечатали его стихотворение “Над могилой Надсона”, стали печатать его критические статьи.

Старший брат

Юлий стал его лучшим другом, наставником в учебе и жизни.
В 1889 году Бунин перебирается к брату в Харьков, связанному с движением народников. Сам увлекшись этим движением, Иван вскоре отходит от народников и возвращается в Орел. Он не разделяет радикальных взглядов Юлия. Работает в “Орловском вестнике”, живет в гражданском браке с В. В. Пащенко.

Первая книга стихов Бунина появилась в 1891 году. Это были стихотворения, насыщенные страстью к Пащенко – Бунин переживал свою несчастную любовь. Сначала им запрещал жениться отец Варвары, потом Бунину пришлось узнать в семейной жизни множество разочарований, увериться в совершенной несхожести их характеров.

Вскоре он поселяется в Полтаве у Юлия, в 1894 году расстается с Пащенко. Наступает период творческой зрелости писателя. Рассказы Бунина печатают в ведущих журналах.

Он переписывается с А. П. Чеховым, увлекается нравственно-религиозной проповедью Л. Н. Толстого и даже встречается с писателем, пытаясь жить по его советам.
В 1896 году выходит перевод “Песни о Гайавате” Г. У. Лонгфелло, получивший высокую оценку современников (Бунин получил за него Пушкинскую премию первой степени). Специально для этой работы он самостоятельно изучил английский язык.
В 1898 году Бунин вновь женится на гречанке А. Н. Цакни, дочери революционера-эмигранта. Через год они развелись (жена бросила Бунина, причинив ему страдания). Их единственный сын умер в пять лет от скарлатины. Его творческая жизнь гораздо богаче семейной – Бунин переводит поэму Теннисона “Леди Годива” и “Манфред” Байрона, Альфреда де Мюссе и Франсуа Коппе.

В начале XX века издаются самые известные рассказы – “Антоновские яблоки”, “Сосны”, поэма в прозе “Деревня”, повесть “Суходол”. Благодаря рассказу “Антоновские яблоки” Бунин стал широко известен. Так случилось, что за близкую Бунину тему разорения дворянских гнезд он подвергся критическому отзыву М. Горького: “Хорошо пахнут антоновские яблоки, но они пахнут отнюдь не демократично”.

Бунин был чужд своим современникам-разночинцам, которые воспринимали его рассказ как поэтизацию крепостничества. На самом деле писатель поэтизировал свое отношение к уходящему прошлому, к природе, родной земле.
В 1909 году Бунин стал почетным членом Петербургской Академии наук. В его личной жизни тоже многое изменилось – он встретил в тридцать семь лет В. Н. Муромцеву, наконец, создав счастливую семью. Бунины путешествуют по Сирии, Египту, Палестине, по путевым впечатлениям Бунин пишет книгу “Тень птицы”. Затем – поездка в Европу, снова в Египет и на Цейлон.

Бунин размышляет об учении Будды, которое близко ему, но со многими постулатами которого он не согласен. Изданы сборники “Суходол: Повести и рассказы 1911 – 1912”, “Иоанн Рыдалец: Рассказы и стихи 1912- 1913”, “Господин из Сан-Франциско: Произведения 1915-1916”, шеститомное собрание сочинений.
Первая мировая война была для писателя началом крушения России. Он ждал катастрофы от победы большевиков. Октябрьскую революцию он не принял, все мысли по поводу переворота отражены писателем в его дневнике “Окаянные дни” (он подавлен происходящим). Не мысля своего существования в большевистской России, Бунины уезжают из Москвы в Одессу, а потом эмигрируют во Францию – сначала в Париж, а потом в Грасс.

Малообщительный Бунин почти не контактировал с русскими эмигрантами, но это не препятствовало его творческому вдохновению – десять книг прозы стали плодотворным итогом его работы в эмиграции. В них вошли: “Роза Иерихона”, “Солнечный удар”, “Митина любовь” и другие произведения. Как и многие книги эмигрантов, они были проникнуты тоской по родине.

В книгах Бунина – ностальгия по дореволюционной России, иному миру, оставшемуся навсегда в прошлом. Также Бунин возглавлял Союз русских литераторов и журналистов в Париже, вел свою рубрику в газете “Возрождение”.
В эмиграции Бунина настигло нежданное чувство – он встретил свою последнюю любовь, Г. Н. Кузнецову. Она много лет жила с четой Буниных в Грассе, помогая Ивану Алексеевичу в качестве секретаря. Вере Николаевне приходилось мириться с этим, она считала Кузнецову кем-то вроде приемной дочери. Обе женщины дорожили Буниным и согласились добровольно жить на таких условиях.

Также с семьей около двадцати лет жил молодой литератор Л. Ф. Зуров. Бунину приходилось содержать четверых.
В 1927 году началась работа над романом “Жизнь Арсеньева”, Кузнецова помогала Ивану Алексеевичу в переписывании. После семи лет проживания в Грассе она уехала. Роман был закончен в 1933 году. Это вымышленная автобиография, где много реальных и выдуманных персонажей.

Память, которая проходит путь длиной в жизнь героя – основная тема романа. “Поток сознания” – особенность этого романа, которая роднит автора с М. Ж. Прустом.
В 1933 году Бунину присуждают Нобелевскую премию “за Строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы” и “за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типично русский характер”. Это была первая премия русскому писателю, тем более писателю-изгнаннику. Эмиграция считала успех Бунина своим, писатель выделил в пользу русских писателей-эмигрантов 100 тысяч франков. Но многие были недовольны, что им дали не больше.

Мало кто задумывался над тем, что Бунин сам жил в несносных условиях, и когда принесли телеграмму о премии, у него не было даже чаевых для почтальона, а полученной премии хватило лишь на два года. По пожеланиям читателей Бунин в 1934-1936 годах выпустил одиннадцатитомное собрание сочинений.

В прозе Бунина особое место занимала тема любви – неожиданной стихии “солнечного удара”, которую невозможно выдержать. В 1943 году выходит сборник рассказов о любви “Темные аллеи”. Это вершина творчества писателя.

Вернуться в Россию Бунин считал для себя невозможным, он не смог бы там жить. Но когда руководство Союза русских писателей и журналистов в Париже исключило его членов, принявших советское подданство, Бунин вышел из него в знак протеста. Это послужило причиной того, что от писателя многие отвернулись, а в СССР не вышел в свет уже подготовленный прозаический сборник.

В 1950 году издана еще одна мемуарная книга – “”Воспоминания”, где писатель подверг критике советскую культуру, а также многих коллег. 8 ноября 1953 года, не дописав начатые воспоминания о Чехове, Иван Алексеевич умер от болезни легких. Похоронен он на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Многим Бунин известен как прозаик, но и его вклад в поэзию тоже значителен. Его стихи, основным качеством которых была живописная точность, написаны на рубеже веков, ими заканчивается век Золотой и открывается Серебряный. Проза Бунина наполнена вопросами о существовании человека, ей присуща чеховская лаконичность и образность.

Он сохранил для читателя в своем творчестве неоценимое богатство – Россию. “Бунин вправе думать, что… благородством своего изгнанничества он так же, как и своим творчеством, спас душу своей родины и русского народа”, – считал французский писатель А. Жид.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

И. А. Бунин. Жизнь и творчество