Баллада Жуковского Светлана (Жуковский В. А.)

Остановимся на балладе Жуковского “Светлана” (1811). Она представляет собой попытку поэта создать самостоятельную русскую народную балладу. Но народность в начале XIX века понималась поэтами, тесно связанными с сентиментализмом, с одной стороны, как приукрашенное изображение народного быта, а с другой, как мир сказок и легенд, созданный народной поэтической фантазией.

Так понял народность и Жуковский.

Баллада начинается картиной святочного гадания русских девушек, написанной с приукрашиванием крестьянского быта. На фоне этой

картины дается образ Светланы. Он зарисован в духе сентиментальной поэзии: подчеркнуты молчаливость и грусть девушки, разлученной с милым, ее кроткая печаль и тихая скорбь. Она не ропщет, а ропщет облегчения своего горя в молитвах и слезах.

За это ее и награждает поэт: все ужасы она переживает во сне, а наяву ее ждет радость, данная ей “провидением” за ее покорность и терпение, ее жених возвращается к ней, и баллада оканчивается картиной веселой свадьбы. Основную идею баллады Жуковский сам разъясняет в послесловии:

Вот баллады толк моей:

“Лучший

друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье – лживый сон;

Счастье – пробужденье”.

Идейное содержание баллады говорит о религиозности и консерватизме Жуковского. Жуковский старается показать кротость и религиозность Светланы как типические черты русского народа.

По своему стилю “Светлана” – произведение, включающее черты и сентиментализма и романтизма. Этот сентиментально-романтический стиль баллады находит свое выражение в образе В духе сентиментализма изображены подруги Светланы, ее жених, картина гадания, свадьба. Преобладают характерные для писателя-сентименталиста существительные в ласкательных и уменьшительных формах: вечерок, башмачок, подруженьки и т. д.; типична для сентиментализма и вопросительно-восклицательная интонация.

Но наряду с этой струей идет и другая – романтическая. С ней связаны образы страшного и ужасного: образ жениха-мертвеца, скачка на конях ночью, карканье ворона – предвестника несчастья, гроб в избушке, оживающий мертвец и т. п. Пейзаж этой части баллады – снежная мертвенная равнина, бледный свет луны, одинокая церковка, слабо освещенная, – типично романтический.

Композиция баллады отличается стройностью. Легкий, плавный стих выдержан в духе разговорной интонации. Строфа имеет 14 строк со своеобразной рифмовкой: первые восемь строк имеют перекрестную рифму, девятая и десятая – смежную, последние четыре – охватывающую.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Баллада Жуковского Светлана (Жуковский В. А.)