Значение творчества Жуковского (Жуковский В. А.)

Русский сентиментализм надо начинать с Карамзина (“Бедная Лиза” – печальная история девушки из народа, обманутой аристократом и утонувшей в Патриарших прудах) и Жуковского. Его светлые, овеянные легкой грустью поэмы “Людмила””, “Кассандра”, “Светлана” чаруют нас прелестью нежных красок.

Жуковский больше, чем кто-либо из поэтов, приобщил русского читателя к мировой культуре. В этой сфере он проделал гигантскую работу. Его классические переводы из Байрона (“Шильонский узник”), Шиллера, Гете до сих пор никем

не превзойдены.

Мы с детства помним чудесную романтическую сказку “Лесной царь” (перевод стихотворения Гете):

Кто скачет, кто мчится гюд хладною мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

Лирический сказовый повтор (“Кто скачет, кто мчится…”) переносит нас на русскую почву, в стихию нашей былинной поэзии, и стихотворение иностранного автора становится национально русским под вдохновенной рукой Жуковского.

Мы до сих пор восхищаемся “Одиссеей” Гомера в русском ее варианте, созданном Жуковским, пусть не так

точно передающем дух оригинала, как “Илиада” Гнедича, но волнующем нас русской интонацией. Жуковский расширил пространство нашей поэзии не только за счет западноевропейских произведений, он открыл русскому читателю мир Востока.

Личная судьба Жуковского была непосредственно связана с этими контрастами: сын богатого помещика и рабыни турчанки, не осмеливавшейся сидеть в присутствии господ, он, конечно, болезненно ощущал двойственность своего положения. Его усыновил живший при доме Бунина дворянин, давший ему свою фамилию. Не будь этого, он мог бы остаться на положении крепостного.

Униженное положение матери, для которой и он становился барином, господином, терзало его.

Мягкий, добрый, несколько созерцательный, он принес в русскую поэзию элегическую грусть. У поэтов XVIII в. она звучала модной игрой в меланхолию, у Жуковского она была искренней и потому задушевной.

Пушкин любил Жуковского, всюду возил с собой его портрет, подаренный ему с известной надписью (“Победителю ученику от побежденного учителя”). Приближенный ко двору, он много помогал поэтам, отеческой заботой он окружал Пушкина. Поэт по достоинству оценил своего старшего собрата.

Артамонов С. Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. Кн. 4. Литература нового времени. – М.: Просвещение, 1997


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Значение творчества Жуковского (Жуковский В. А.)