Урок – “Светлана”. Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады
Перед изучением “Светланы” нужно повторить определение и характерные признаки жанра баллады:
Наличие фабульной основы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
Напряженный драматический, таинственный или фантастический сюжет.
Рассказ о поражении или победе человека в его борьбе с судьбой.
Непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил.
Символический характер пространства и времени.
Нередко (но не обязательно) присутствие фольклорного начала.
Однако в русском фольклоре
II. Нравственный мир героини баллады
В “Светлане” автор отходит от канонов европейской баллады, наполняя ее национальным содержанием и колоритом. Традиционный сюжет “Леноры” Бюргера Жуковский наполняет русскими приметами, обычаями и поверьями. Светлана не ропщет на судьбу в отсутствие жениха и молит о счастье.
Светлый дух в образе голубка становится наградой
Ее, в отличие от Людмилы, ждет встреча с настоящим женихом, а не с призраком-мертвецом.
Вопросы и задания к балладе “Светлана”
1. Какие черты русского фольклора можно заметить в балладе? Какой характер они придают повествованию?
Какие черты русской женщины воспевает Жуковский?
Как изображается душевное состояние героини? Какие изобразительно-выразительные средства при этом используются?
B чем особенности поэтического языка баллады?
Индивидуальное задание
Сопоставьте баллады “Людмила” и “Светлана”. Найдите отличия в ходе событий, изображении героев, ритмической организации. Каково авторское отношение к героиням?
III. Язык баллады: фольклорные мотивы, Фантастика, образы-символы
Жуковский наполняет сюжет “Светланы” русскими приметами, обычаями, верованиями. Героиня баллады обладает лучшими чертами национального характера: верностью, добротой, простотой. От ее духовных сил зависит ее счастье.
Переход из одного пространства и времени в другое рождает элементы волшебного, чудесного. Но “страшная” история от встречи с женихом после долгой разлуки до пути к смерти имеет в “Светлане” счастливый финал. Вера в Бога, надежда на Его помощь помогают героине кротко и терпеливо сносить испытания, защищаясь от трагической участи.
Связь с традициями и верованиями, народно-религиозные начала делают Светлану образцом национального характера русской девушки, что впоследствии отразилось в лучших женских образах А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого.
Итог урока
Творчество В. А. Жуковского сблизило европейский романтизм с русскими фольклорными традициями, способствовало развитию жанра баллады на русской почве. Поэзия Жуковского открыла богатства внутреннего мира человека, его нравственный облик и человеческое достоинство, а переводы преподнесли русскому читателю сокровища античной и европейской поэзии. Роль поэта в истории литературы высоко оценил В. Г. Белинский: “Жуковский – это литературный Колумб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии… вот его великое дело, его великий подвиг…”
Домашнее задание
Выучить наизусть отрывок из баллады “Светлана”. Письменно ответить на вопрос: “В чем проявилось новаторство Жуковского в балладе “Светлана”?”
Индивидуальное задание
Подготовить сообщение об А. С. Грибоедове (тематика дана в уроке 18).