Я утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость.
А. Пушкин
Василий Андреевич Жуковский — выдающийся русский поэт и общественный деятель, отдавший много сил и таланта развитию национальной литературы и русской словесности. Он является основоположником жанра баллады в России. Его перу принадлежат не только оригинальные «русские» баллады, но и талантливые переводы из зарубежной классики, например, «Лесной царь».
Это перевод баллады Гете «Erlkonig», сюжет которой немецкий поэт-философ заимствовал в датском народном эпосе.
Жуковский отступил от подлинника, но его перевод по совершенству формы сразу же был признан образцовым.
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
Многие переводы и переложения Жуковского стали классическими. В них поэт прежде всего улавливал тон и дух образца, переживая драматические ситуации. Так и в балладе «Лесной царь мы слышим проникновенный голос рассказчика, которому жаль больное дитя, принимающее горячечный бред за действительность. Поэт не просто передает разговор отца с сыном, он сам ощущает страх ребенка и бессилие отца помочь ему:
«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?»
«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в желтой короне, с густой бородой».
«О нет, то белеет туман над водой».
И романтическим злодеем, духом, искушающим невинную душу, воспринимается лесной царь — король духов:
«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои…»
С каждым четверостишьем нарастает драматизм баллады. Поэт держит в неослабном напряжении своих читателей, невольно задающих себе вопрос: кто победит в этим единоборстве — дух или человек?
«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой».
Эмоциональное и художественное воздействие произведения настолько велико, что нам кажется — мы физически ощущаем страдания ребенка, его боль, ужас и страх перед лесным эльфом:
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит…
И неожиданная оригинальная концовка совершенно обескураживает: где те добро и справедливость, которым суждено торжествовать? Их нет в нашем мире.
Ездок погоняет, ездок доскакал…
В руках его мертвый младенец лежал.
Зло всегда настигает слабых и беззащитных.
В переводах Жуковский выступает как подлинный творец, позволяя себе отступать от буквальной точности оригинала. Он как бы сочинял баллады на заданную тему, «вышивая новые узоры по старой канве». Он говорил, что поэт-переводчик — соперник автора, и практически доказал это своими прекрасными переводами.
- Лесной царь Лесной царь Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник; Обняв, его держит и греет старик. «Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» — «Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в темной короне, с густой бородой». — «О нет, то белеет ... Читать далее...
- Анализ баллады «Лесной царь» Жуковского В. А 1) Особенности жанра. Баллада — стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие; реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. Этот жанр возник во Франции в конце XIII века. Он был популярен в Германии в конце XVIII — начале XIX века, ... Читать далее...
- «Его стихов пленительная сладость» (по стихотворениям В. А. Жуковского «Вечер», «Перчатка», «Лесной царь») Основоположником русского романтизма по праву считают В. А. Жуковского, избравшего главным предметом своей позиции мир человеческой души. «Одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее достойной для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина», — признавал В. Г. Белинский, искренне считавший Жуковского первым поэтом на Руси, чья поэзия «вышла ... Читать далее...
- ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (по балладе Иоганна Вольфганга Гете «Лесной царь», вариант 1) В своей балладе «Лесной царь» великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете рас- сказывает нам об отношении человека к при- роде. В этом произведении три главных ге- роя: маленький мальчик, его отец и «лесной царь» — это большой темный лес, через ко- торый они скачут. Отец и маленький мальчик едут домой. Возвращаются они очень поздно, и ... Читать далее...
- «Лесной царь», анализ баллады Жуковского Жуковский в 1818 году решил перевести на русский язык балладу Гете «Король эрлов». Сделал он это превосходно. Василий Андреевич, полностью сохранив гетовский сюжет немецкой легенды, внес в свою балладу свое личное художественное и эмоциональное дополнение. Напечатана баллада была в том же году, в четвертом номере сборника «Для немногих». В балладе повествуется о дорожном разговоре отца ... Читать далее...
- Анализ баллады Жуковского «Лесной царь» Вплоть до 1808 года Жуковский в кругах просвещенных считался человеком одаренным, но далеко не первостепенным поэтом. В почете были другие авторы — Богданович, Державин, Дмитриев. Василий Андреевич кардинально изменил сложившуюся ситуацию буквально одним произведением — балладой «Людмила». Читатели увидели совершенно другого Жуковского. По словам Белинского, тогдашнее общество бессознательно почувствовало в «Людмиле» новый дух творчества. Стихотворение ... Читать далее...
- Природа в балладе Иоганна Вольфганга Гете «Лесной царь» В своей балладе «Лесной царь» великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете рассказывает нам об отношении человека к природе. В этом произведении три главных героя: маленький мальчик, его отец и «лесной царь» — это большой темный лес, через который они скачут. Отец и маленький мальчик едут домой. Возвращаются они очень поздно, и мальчику кажется, что темный ... Читать далее...
- ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (по балладе Иоганна Вольфганга Гете «Лесной царь», вариант 2) Иоганн Вольфганг Гете в своей балладе «Лесной царь» рассказал нам о страхе, кото- рый испытывают некоторые люди перед не- известными явлениями природы. Особенно это было распространено раньше, в античное время и в средние века. Но и во времена Гете еще многие люди боялись природных явлений. Они были очень суеверны, для них все было связано с ... Читать далее...
- Анализ баллады Гете «Лесной царь» В основе известной баллады «Лесной царь» лежит сюжет датской народной легенды. Поэтому в балладе присутствует мистическое и неизвестное, что и привлекает читателей. С первых строчек мы узнаем двух персонажей: отца-старика и его молодого сына и сразу становится заметно что-то неладное. Слова: «мчится», «издрогнув», «обнял», «держит» — передают нам тревогу. Ведь от чего-то наездник убегает, а ... Читать далее...
- Человек и природа (По балладе И. В. Гете «Лесной царь») Все мы — дети природы. Творческие люди особенно хорошо чувствуют и знают природу, ее тайную жизнь. Гете — один из поэтов, который умел «видеть», а для того, чтобы «видеть», нужна светлая и чистая душа ребенка. Именно дети способны воспринимать мир со всеми его потусторонними страхами, видеть то, что недоступно взрослому человеку. «Лесной царь» — страшная ... Читать далее...
- Лесной царь краткое содержание Гете И. Все мы — дети природы. Творческие люди особенно хорошо чувствуют и знают природу, ее тайную жизнь. Гете — один из поэтов, который умел «видеть», а для того, чтобы «видеть», нужна светлая и чистая душа ребенка. Именно дети способны воспринимать мир со всеми его потусторонними страхами, видеть то, что недоступно взрослому человеку. «Лесной царь» ... Читать далее...
- Сочинение по балладе Гете «Лесной царь» Первое Веймарское десятилетие отметилось также произведением великого автора «Фауста» Гете, который написал балладу под названием «Лесной царь» . Несмотря на то, что баллады для автора были любимейшей из видов литературного творчества, в то время тематика была немного изменена. Сначала в работах писателя преобладали романтические и лирические песни, то новый цикл полностью был посвящен необъятным умственным ... Читать далее...
- Баллада «Лесной король» и ее поучительное содержание Жанр произведения. Поэзию «Лесной король» нужно отнести к жанру баллады. Она имеет все признаки этого жанра. Баллада — это лиро-эпическое произведение среднего объема, который имеет драматический сюжет и определенную тематику (преимущественно фантастическую и историко-героическую). Например, «Лесной король» объединяет в себе элементы мистического и реального, имеет четкий сюжет, идею. Заимствованные мотивы. Гете в своей балладе «Лесной ... Читать далее...
- Тайны баллады И. В. Гете «Лесной царь» 6-7-й классы I 1. Сегодня на уроке из века XXI перенесемся в век XVIII, в последнее его двадцатилетие. (На доске нарисована лента времени, на ней отмечается нужная дата.) В культуре и литературе это эпоха романтизма (под датой появляется табличка » Роман (бессмертное произведение)тизм») . Для романтизма, как литературного направления, характерен интерес к таинственному, потустороннему миру, ... Читать далее...
- Баллада Жуковского «Светлана» Василий Андреевич Жуковский написал множество прекрасных баллад, без которых практически невозможно представить русскую литературу. Моим любимым произведением этого автора стала баллада «Светлана», в которой Жуковский воссоздал в главной героине совершенство и идеал характера русского человека. Главными особенностями «русского характера» автор посчитал верность, честность, нежность, теплоту, искренность, чистоту, кротость и многие другие положительные черты. Для того, ... Читать далее...
- Баллада Жуковского Светлана (Жуковский В. А.) Остановимся на балладе Жуковского «Светлана» (1811). Она представляет собой попытку поэта создать самостоятельную русскую народную балладу. Но народность в начале XIX века понималась поэтами, тесно связанными с сентиментализмом, с одной стороны, как приукрашенное изображение народного быта, а с другой, как мир сказок и легенд, созданный народной поэтической фантазией. Так понял народность и Жуковский. Баллада начинается ... Читать далее...
- Баллада В. А. Жуковского «Светлана» Баллада В. А. Жуковского «Светлана» является произведением романтизма. Здесь описаны чувства, возвышающие человека: «Милый друг далеко; Мне судьбина умереть в грусти одинокой». Светлана любит, страдает, верит, боится, очень много чувств она испытывает в балладе. Светлана является идеальным героем, героем мечты Жуковского. Она крестьянка, красавица, очень добрая, счастливая, что не совсем возможно. Жуковский одарил Светлану исключительным ... Читать далее...
- Докажите, что баллада В. А. Жуковского «Светлана» исполнена «русского духа» Докажите, что баллада В. А. Жуковского «Светлана» исполнена «русского духа». Формируя развернутое высказывание на эту тему вспомните, что рождение русской баллады было связано с выявлением национальной темы и уяснением специфических особенностей русского характера. Подчеркните оригинальный характер сюжета (действие «Светланы» происходит во время Святок — в тот период русской жизни, когда, по давно сложившимся обычаям, гадания ... Читать далее...
- «Чем романтизм Жуковского отличается от романтизма Рылеева» Романтизм, как литературное направление, характеризуется неудовлетворенностью настоящим, современной действительностью. Эта неудовлетворенность порождает мечты о том, что должно быть, о желанном. Но это желаемое, то, что хотелось бы видеть в жизни, представлялось писателям-романтикам по-разному. Поэтому в романтизме выделилось два основных течения — консервативное и революционное. Представители революционного романтизма устремлены в будущее, полны освободительных идей, связаны с ... Читать далее...
- Баллада «Ивиковы журавли» Вы, журавли под небесами, Я вас в свидетели зову! Да грянет, привлеченный вами, Зевесов гром на их главу. В. Жуковский Василий Андреевич Жуковский — замечательный русский поэт, одним из первых отечественных лириков стал развивать в своем творчестве жанр баллады. Пожалуй, при жизни Жуковский-балладник пользовался большей известностью, чем лирик. Его баллады — это своеобразный «театр страстей», ... Читать далее...
- Описание «крещенского вечерка». Сон героини (о балладе «Светлана» В. А. Жуковского) У современного читателя баллада «Светлана» оставляет обычно приятное впечатление легкой сказки. То, что двести лет назад воспринималось как интрига и внушало ужас, сейчас кажется колыбельной песней. К сожалению, нам трудно оценить то, что было явным и неоспоримым достоинством Жуковского в глазах его современников: легкость и свободу стиха. Нам это кажется естественным. Современникам же после произведений, ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «Романтизм в творчестве Жуковского» В. А. Жуковский по праву признан одним из основателей русского романтизма. Его первые произведения, написанные в излюбленном для него жанре элегии, были очень тепло приняты читательской публикой. Это было первым шагом к тому, чтобы признать поэта мэтром романтизма. Зародившееся в таком направлении, как сентиментализм внимание к чувствительности, нашло свое продолжение в поэзии Жуковского. До начала ... Читать далее...
- Романтизм Жуковского В. А. Жуковский был по праву еще при жизни назван «отцом русского романтизма». Уже первые произведения, написанные в его любимом жанре — жанре элегии, были встречены овациями, что послужило первым шагом по ступеням к признанию его «мэтром» этого направления. Зародившееся в сентиментализме внимание к «чувствительности» продолжило свое развитие в поэзии Жуковского. Если сравнивать его стихотворения ... Читать далее...
- Баллады Жуковского Особое место в наследии Жуковского-переводчика занимают баллады. Баллада — небольшое сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарноисторическом материале. Большинство баллад Жуковского — это переводы и переложения зарубежных поэтов, главным образом, немецких — Шиллера, Гете, Бюргера. Но, как говорил сам Жуковский, «переводчик в прозе раб, переводчик в стихах — соперник»;. Гоголь отмечал, что на переводах Жуковского ... Читать далее...
- Герои и сюжеты баллад Жуковского в моем восприятии Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах — соперник. У меня почти все чужое или по поводу чужого, и все, однако, мое. В. А. Жуковский Даже невозможно представить себе, что бы мы делали без Жуковского — переводчика. Ведь для многих из нас «Одиссея» Гомера — это его «Одиссея», один из вариантов «Слова о полку ... Читать далее...
- Ведущий мотив поэзии Жуковского Василий Андреевич Жуковский родился в 1783 году и умер в 1852 году. Явившись в поэзию на заре прошлого века, Жуковский много сделал для ее развития, стал основоположником истории русского романтизма. Настоящую славу ему принесли романтические баллады, поэмы, сказки. Он был отличным переводчиком, обладал безупречным вкусом, был широко образован, склонен к юмору и веселой сатире. В ... Читать далее...
- Анализ Баллады «Светлана» Жуковского У современного читателя баллада «Светлана» оставляет обычно приятное впечатление легкой сказки. То, что двести лет назад воспринималось как интрига и внушало ужас, сейчас кажется колыбельной песней. К сожалению, нам трудно оценить то, что было явным и неоспоримым достоинством Жуковского в глазах его современников: легкость и свободу стиха. Нам это кажется естественным. Современникам же после произведений, ... Читать далее...
- Сочинение: Что погубило героя баллады Жуковского «Кубок» Что погубило героя баллады В. А. Жуковского «Кубок» Название баллады Василия Андреевича Жуковского «Кубок» символизирует состязание, борьбу, победу и поражение. Баллада начинается со слов царя, которые звучат как вызов: Кто, рыцарь ли знатный иль ратник простой, В ту бездну прыгнет с вершины? Бросаю мой кубок туда золотой: Кто сыщет во тьме глубины Мой кубок и ... Читать далее...
- Романтизм в лирике Жуковского В. А Во второй половине 1810-х — начале 1820-х гг. в творчестве Жуковского усиливаются романтические тенденции. Наиболее определенно новые стороны романтической концепции поэта отразились в стихотворении «Невыразимое» (1819, напечатано в 1827 г.). «Невыразимое» — своеобразный манифест эстетических и философских представлений Жуковского-романтика. В нем намечаются как объяснение его взгляда на природу романтического вдохновения, так и философия искусства слова: ... Читать далее...
- Что такое Баллада? Определение Баллада (франц. ballade, прованс. balada, от позднелат. ballo — танцую) — лиро-эпический жанр, стихотворение, в основе которого какой-либо остродраматический сюжет, необыкновенный случай. Истоки данного жанра — в произведениях фольклора (народных преданиях и легендах). Жанровые особенности баллады: наличие сюжета с мистическим элементом, наличие пейзажа в зачине баллады (иногда и в конце), диалог персонажей или монолог, обращенный ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие баллад В. А. Жуковского Вопрос двоемирия интересовал человечество с древности. Не существовало ни одной языческой религии, не верящей в загробный мир. Отсюда такое мистическое отношение к смерти, переходу из одного состояния в другое. И наравне с учением о дуализме в человеческом сознаний появляется понятие «душа». Но если в язычестве душа была только тем, что находится в теле, то с ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «Баллады В. А. Жуковского» Творчество Василия Андреевича Жуковского открыло неожиданный и таинственный мир романтизма. Античные мифы, предания древности, страшные легенды средних веков стали содержанием баллад. Жуковский ввел в русскую поэзию этот новый жанр. Почему же новое литературное направление — романтизм — вошло в литературу через жанр баллады? Баллада связана с исторической жизнью народа, с истоками национальной культуры. Народ обращался ... Читать далее...
- Значение творчества Жуковского (Жуковский В. А.) Русский сентиментализм надо начинать с Карамзина («Бедная Лиза» — печальная история девушки из народа, обманутой аристократом и утонувшей в Патриарших прудах) и Жуковского. Его светлые, овеянные легкой грустью поэмы «Людмила»», «Кассандра», «Светлана» чаруют нас прелестью нежных красок. Жуковский больше, чем кто-либо из поэтов, приобщил русского читателя к мировой культуре. В этой сфере он проделал гигантскую ... Читать далее...
- Биография Жуковского Василий Андреевич Жуковский — русский поэт, академик, переводчик. Ранние годы Родился Василий Жуковский 29 января 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был незаконнорожденным сыном помещика А. И. Бунина. Получил новую фамилию после усыновления крестным — бедным белорусским дворянином Андреем Григорьевичем Жуковским. Образование и творчество Первое образование в биографии Жуковского было получено в семье ... Читать далее...
- Жуковский — Гений перевода Василий Андреевич Жуковский — прекрасный поэт XIX века, удивительно добрый человек, отзывчивый и гуманный, тонкий ценитель искусства, придал русской поэзии, по словам В. Г. Белинского, недостававший ей оттенок мечтательной грусти, задушевности и сердечности, «первым на Руси заговорил элегическим языком жалобы человека на жизнь». А. С. Пушкин говорил о поэте: «Его стихов пленительная сладость пройдет веков ... Читать далее...
- Баллады Жуковского (Жуковский В. А.) Своеобразный романтизм Жуковского особенно ярко проявился в его балладах, которые он начал писать с 1808 года. За исключением «Светланы» и «Золотой арфы», все они представляют собой вольный перевод или переработку баллад западноевропейских поэтов: Шиллера («Поликратов перстень», «Кубок», «Перчатка», «Граф Габсбургский»), Гете («Лесной царь») и других поэтов. Жуковский переводил только то, что было родственно его взглядам ... Читать далее...
- Литературная баллада Ф. Вийона «Баллада против врагов Франции» Французский поэт XV столетия Франсуа Вийон такой не похожий на большинство поэтов и писателей в свое время! Школьник, вор, подзаборник и разбойник, Вийон хорошо знал убогую народную жизнь. Через столетие читатели слышат живой голос человека, который не желает подчиняться сильным этого мира — ни королям, ни церковникам, ни богатеям. Вийон насмехался с их жизни и ... Читать далее...
- Своеобразие баллад Жуковского Наша газета уже печатала среди ученических работ планы-конспекты учеников на определенные темы. Предлагая вниманию читателей еще две работы девятиклассников (сейчас они уже учатся в 10-м классе), хочу подробнее сказать о том, в чем смысл подобного задания. Когда две-три темы, посвященные одному писателю или одному произведению (например, «Горю от ума») изучены в классе, стоит предложить ученикам ... Читать далее...
- Анализ баллады В — А — Жуковского Светлана (сочинение ЕГЭ) Подготовка к ЕГЭ: Анализ баллады В. А. Жуковского Светлана (сочинение ЕГЭ) В. А. Жуковский написал балладу «Светлану» в знаменательный для России год — в 1812. В основу баллады легко произведение Бюргера «Леонора». На протяжении всего творения Жуковского «Светлана» прослеживаются фольклорные нотки: разнообразные обрядовые песни, сюжеты народных сказок, приметы и гадания. Девушка Светлана баллады Жуковского стала ... Читать далее...
- Тема: Литературная баллада в творчестве поэтов-романтиков Жанр баллады возник в средние возрасты как танцевальная песня с драматургическим действием. Развитие литературной баллады связанной с творчеством поэтов-романтиков и их предшественников Гете и Шиллера. Уже в XVIII столетии балладу определяют как стих, в котором рассказывается о каком-то необыкновенном событии. Автор выступает только как рассказчик, его собственные чувства скрываются, авторский язык почти отсутствует, он только ... Читать далее...
Романтизм Жуковского (баллада «Лесной царь»)