Анализ стихотворения Тютчева Как хорошо ты, о море ночное
Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…» Федора Тютчева написано в 1865г. И посвящено памяти возлюбленной Елене Денисьевой. Денисьева умерла годом ранее и поэт, как утверждают современники, горячо переживал это событие, всячески пытался с кем либо поделиться горестными мыслями, возможно поэтому в первой строфе Тютчев обращается к морю на «ты». Известный факт творчества поэта — это сравнение женщины с морской волной.
Кроме того представление моря живым существом обусловлено так же увлеченностью философией Шеллинга.
Данное
В первой строфе лирический герой обращается к морю, как к давнему приятелю, способному дышать, что подчеркивают олицетворения » ходит и дышит», восхищается его красотой через ряд эпитетов : «лучезарно, сизо-темно». Однако сравнение » словно живое», говорит о том, что лирический герой осознает, что это всего лишь стихия.
Море таит в себе динамику
Море прекрасно, когда нет рядом ни души.
Море величественно, оно объяло все, куда простирается взгляд, оно не стоит на месте, оно живет своей неугомонной жизнью, что подчеркивает ассонанс «р» в словах «гремя и сверкая». Используя тут же метафорический эпитет в описании звезд «чуткие», Тютчев подчеркивает, всю зыбкость увиденного момента. Дважды называя море зыбью, Тютчев показывает его переменчивость, мгновенную способность превратиться в бушующую стихию, так же как и человеческая душа. Душа лирического героя страдает, плачет, полна слез, поэтому появляется желание «потопить душу свою».
Лирический герой неотделим от стихии, он слился с ней в последней строфе. Море же тоже волнуется, словно отзывается на человеческие переживания. Морская пучина в качестве смерти для лирического героя весьма притягательна, она прекрасна и этим обманчива для человека.
Философское постижение лирическим героем мира в понимании ключевых вопросов бытия подчеркнуто риторическим вопросом.
Большинство лирических произведений Федора Ивановича описывают восхищение и любовь к природе, данное стихотворение не является исключением. Поэт подчеркивает свое восприятие красотой моря риторическим восклицанием.
Анализ стихотворения Как хорошо ты, о море ночное… по плану
- Стихотворение Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» (Восприятие, истолкование, оценка.) Федор Иванович Тютчев! Как много это имя значит для русской поэзии! Сколько удивительных, прекрасных своей мелодичностью, тонкостью мысли и лирической кроткостью стихотворений написал этот замечательный поэт! Он умел видеть и ощущать то, чего не смог бы сделать человек непоэтической души, лишенный творческого начала. Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…» иллюстрирует нам необычайно чуткое восприятие […]...
- Анализ стихотворения Тютчева «Сон на море» В стихотворении Ф. И. Тютчева «Сон на море» проявились тютчевская острота ощущения противоречий действительности, мысль о разладе души с миром и роли творчества в жизни человека. В нем рисуется картина разгулявшейся морской стихии, что одновременно несет в себе и символический подтекст: море в классической поэзии обычно соотносится с жизнью, а игра волн и буря — […]...
- Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…» «Он не находил ни успокоения своей мысли, ни мира своей душе»,- так написал о Федоре Ивановиче Тютчеве его зять Иван Сергеевич Аксаков, известный славянофильский публицист, ставший первым биографом поэта. Эти строчки заставляли меня задуматься: почему его душа всегда была неспокойна? Многие стихи поэта частично дают ответ на этот вопрос, и также частично мы можем найти […]...
- Стихотворение Ф. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» (Восприятие, истолкование, оценка) Русская классическая литература всегда активно участвовала в общественной жизни страны, горячо откликаясь на животрепещущие социальные проблемы времени. Это особенно характерно для 60-х годов XIX века, когда происходило размежевание дворянской, аристократической и революционно-демократической литературных группировок. В данной исторической ситуации отказ «чистых» лириков затрагивать в своем творчестве злободневные вопросы действительности не мог не вызвать со стороны критики […]...
- Анализ стихотворения Тютчева «Море и утес» Стихотворение «Море и утес» — образец политической лирики Тютчева. Оно написано как реакция на революционные события во Франции, произошедшие в 1848 году. Их главной задачей было установление гражданских прав и свобод. Итогом стало отречение короля Луи-Филиппа I и последующее избрание руководителем страны Луи-Наполеона Бонапарта. События во Франции — часть так называемой «весны народов», серии европейских […]...
- Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…» Тютчева «Тени сизые смесились…» (1836). Стихотворение относится к философской лирике Тютчева: оно о душе в сумерках и о душе сумерек. Центральным образом произведения является образ сумрака на исходе реального дня: Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул — Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул… Краски дня растворяются, само бытие человека становится зыбким. Ощутимо […]...
- Анализ стихотворения «Я помню время золотое…» Тютчева Ф. И Стихотворение Ф. Тютчева «Я помню время золотое…» посвящено А. М. Крюденер. Увлечение поэта ею относится к первым годам его пребывания в Баварии. Сюжет произведения описывает радостную сцену свидания влюбленных. Но эти светлые жизненные минуты находятся лишь в воспоминаниях. Лишь мысленно лирический герой может перенестись в то почти уже нереальное время и пространство, где был счастлив: […]...
- «Она сидела на полу…» анализ стихотворения Тютчева История создания Стихотворение «Она сидела на полу» Тютчев написал в 1858 г. Оно было напечатано в том же году в журнале «Русская беседа» во втором томе. Предполагается, что стихотворение посвящено второй жене Тютчева Эрнестине. Отношения Тютчева с женщинами были запутанными. Первая его жена Элеонора умерла при трагических обстоятельствах, но вскоре Тютчев женился на Эрнестине. Он […]...
- «Близнецы» анализ стихотворения Тютчева Зрелое стихотворение «Близнецы» написано Ф. Тютчевым в начале 1850-х годов (в 1850 или 1851 году), в период роковой любви поэта к Елене Денисьевой. Впервые оно было напечатано спустя довольно значительное время, в 1886 году. Созданное в Романтическом стиле, стихотворение в жанре Лирического фрагмента относится к Философской лирике. В нем поэт развивает важнейшую для себя тему […]...
- Анализ Стихотворения Тютчева «О, вещая душа моя…» Стихотворение «О, вещая душа моя…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «О, вещая душа моя…» было создано Ф.И. Тютчевым в 1855 году. В 1857 году оно было опубликовано в журнале «Русская беседа». Стихотворение относится к философской лирике, жанр его — лирическая медитация с элементами философского размышления. В этом стихотворении Тютчев раскрывает свое мироощущение поэта-романтика, противопоставляя жизнь материальную […]...
- «О, как убийственно мы любим…» анализ стихотворения Тютчева История создания Стихотворение «О, как убийственно мы любим» было написано Тютчевым в 1851 г. и напечатано в журнале «Современник» № 3 за 1854 г. Оно входит в так называемый Денисьевский цикл. Его стихотворения посвящены Елене Денисьевой, с которой Тютчев познакомился в конце 1840-х гг. (первое стихотворение датировано 1849 г.). Страсть Тютчева и Денисьевой оказалась сильнее […]...
- Анализ стихотворения Тютчева «Поэзия» Стихотворение Ф. Тютчева «Поэзия» посвящено теме божественного происхождения поэтического таланта. Оно построено на контрасте динамических и статических образов. Первые строки произведения рисуют грозную картину клокочущих страстей, которые тревожат душу человека. Художественный эффект создаваемого образа усиливает лексический повтор («Среди громов, среди огней, Среди клокочущих страстей»). Для художественного пространства произведения характерна акцентация вертикальных координат: неба и земли. […]...
- Анализ стихотворения Тютчева «О, этот Юг, о, эта Ницца!..» Небольшая поэтическая зарисовка «О, этот Юг, о, эта Ницца!..» построена на контрасте двух образов: пышного европейского курорта Лазурного побережья и тленной жизни лирического героя, осознающего конечность бытия. Высокопарная частица «о» с первой же строки стихотворения настраивает читателя на романтический лад. Ницца в XIX веке была традиционным местом отдыха русского дворянства. Это своеобразный символ шика, комфорта, […]...
- Анализ стихотворения Тютчева «Русской женщине» Русской женщине В стихотворении «Русской женщине» Ф. И. Тютчев пишет о тяжкой судьбе простой крестьянки. Анафорический повтор в первой строфе подчеркивает однообразие жизни женщины. Нереализованные мечты, бедность впечатлений, ничтожность радостей и благ — все это резко контрастирует с теми ценностями, которые автор перечисляет в начале первой строфы (свет, искусство, любовь — все то, что составляет, […]...
- «Я встретил вас» анализ стихотворения Тютчева Зрелая лирика Тютчева во многом была посвящена теме любви, отражая полную страстей и разочарований личную жизнь самого поэта. К позднему периоду творчества относится стихотворение «Я встретил вас», по праву входящее в сокровищницу отечественной любовной лирики. Умудренный жизнью Тютчев написал его на склоне лет (в возрасте 67 лет), 26 июля 1870 года в Карлсбаде. Стихотворение, созданное […]...
- Анализ стихотворения «День и ночь» Тютчева «День и ночь» (1839). В стихотворении поэт размышляет о происхождении Космоса из Хаоса, к которому иногда тяготеет дух человека, темной первоосновы, движущейся к свету. Но ночь не менее прекрасна, чем день: в ночи светят звезды и сбываются откровения. День набрасывает на бездну золотой покров, который ночью исчезает. Лирический герой страшится ночи, так как надвигающаяся бездна […]...
- Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Море и утес» В лирике Тютчева мы встречаем множество романтических стихотворений, где он воспевает безудержную игру природных стихий — «грохот летних бурь», бунт морских волн, вой ночного ветра. В стихиях этих поэту открывался хаос мирозданья. Человек у Тютчева всегда был одинок и бессилен в этом хаосе природного мира. Думается, именно об этом говорит поэт в стихотворении «Море и […]...
- Анализ стихотворения Тютчева «Смотри, как роща зеленеет…» Стихотворение «Смотри, как роща зеленеет…», написанное в конце августа 1857 года, — это приглашение погрузиться вместе с лирическим героем в прекрасный мир природы. В произведении создается ощущение многомерности пространства. Сначала роща представлена будто издали. Затем взгляд героя концентрируется на отдельных ветках и листьях. Во второй строфе вновь происходит смена картины. Лирический герой оказывается внутри рощи. […]...
- Анализ стихотворения Тютчева «Как неразгаданная тайна…» Миниатюра «Как неразгаданная тайна…» написана Тютчевым осенью 1864 года. В тот период поэт жил в Ницце. Стихотворение посвящено императрице Марии Александровне — супруге Александра II. Согласно воспоминаниям современников, она не отличалась классической красотой, но зато была добра, искренна, внимательна к людям. Мария Александровна не любила шумных приемов, светская жизнь тяготила ее. Брак с Александром II […]...
- Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим» Тютчева «О, как убийственно мы любим» (1851). Стихотворение вошло в денисьевский цикл, посвященной Елене Александровне Денисьевой, гражданской жене Тютчева, которую он любил и с которой прожил четырнадцать лет. В глазах петербургского света Е. А. Денисьева была осуждена и отвергнута, это ускорило ее смерть от чахотки в 1864 году. Стихотворение звучит как исповедь, исполненная трагизма, боли, горечи […]...
- Анализ стихотворения «Певучесть есть в морских волнах…» Тютчева Ф. И В стихотворении Ф. И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» в полной мере проявился тютчевский пантеизм — обожествление, одушевление мира природы. Четыре мелодичных строфы произведения предваряет эпиграф: «Est in arundineis modulation musica ripis», заимствованный у римского поэта IV века до н. э. Авзония. В переводе с латыни он означает: «Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках». […]...
- Анализ стихотворения «О, этот Юг, о, эта Ницца!..» Тютчева Ф. И Небольшая поэтическая зарисовка «О, этот Юг, о, эта Ницца!..» построена на контрасте двух образов: пышного европейского курорта Лазурного побережья и тленной жизни лирического героя, осознающего конечность бытия. Высокопарная частица «о» с первой же строки стихотворения настраивает читателя на романтический лад. Ницца в XIX веке была традиционным местом отдыха русского дворянства. Это своеобразный символ шика, комфорта, […]...
- Анализ стихотворения Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» В стихотворении Ф. И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» в полной мере проявился тютчевский пантеизм — обожествление, одушевление мира природы. Четыре мелодичных строфы произведения предваряет эпиграф: «Est in arundineis modulation musica ripis», заимствованный у римского поэта IV века до н. э. Авзония. В переводе с латыни он означает: «Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках». […]...
- «Проблеск» анализ стихотворения Тютчева Стихотворение «Проблеск» — одно из ранних произведений Ф. И. Тютчева: оно было написано в 1824 или 1825 году и относится к «мюнхенскому» периоду жизни и творчества поэта. Впервые стихотворение было опубликовано в 1826 году в издававшемся М. Погодиным альманахе «Урания». В 1854 году «Проблеск» был напечатан в журнале «Современник». В первом зрелом произведении Тютчева, высоко […]...
- Анализ стихотворения Пушкина «Земля и море» Стихотворение «Земля и море», созданное в 1821, впервые было опубликовано через четыре года в журнале «Новости литературы». При его написании Пушкин ориентировался на идиллию древнегреческого поэта Мосха, жившего во втором веке до нашей эры. Точнее — не на сам первоисточник, а на переложение под названием «К спокойствию», сделанное Николаем Федоровичем Кошанским. Он служил в Царскосельском […]...
- «Море» анализ стихотворения Жуковского Стихотворение «Море» Василий Жуковский написал в 1822 году. В это время его по праву стали называть в литературных кругах «певцом романтики и свободы». Жуковский оттачивал свое мастерство, опираясь на произведения известных писателей романтизма: Байрона, Бернса, Блейка. В «Море» автор раскрыл все свои душевные порывы и предстал перед читателем как первоклассный мастер пейзажных зарисовок. Тема стихотворения […]...
- Анализ стихотворения Тютчева «Волна и дума» Небольшое стихотворение «Волна и дума» создано в 1851 году. По мнению ряда литературоведов, оно может быть ответом Тютчева на фетовскую миниатюру «Буря на небе вечернем…» (1842). В обоих текстах говорится о море. Оба отличаются маленьким количеством строк. У Федора Ивановича — шесть. У Афанасия Афанасиевича — восемь. И у Фета, и у Тютчева присутствует мотив […]...
- Анализ стихотворения «Поэзия» Ф. И. Тютчева Стихотворение Ф. Тютчева «Поэзия» посвящено теме божественного происхождения поэтического таланта. Оно построено на контрасте динамических и статических образов. Первые строки произведения рисуют грозную картину клокочущих страстей, которые тревожат душу человека. Художественный эффект создаваемого образа усиливает лексический повтор. Для художественного пространства произведения характерна акцентация вертикальных координат: неба и земли. Поэзия «с небес слетает к нам — […]...
- «Лебедь» анализ стихотворения Тютчева История создания Стихотворение «Лебедь» Тютчев сочинил в конце 20-х гг. Напечатано оно было в 1839 г. в 14 томе журнала «Современник». Автограф стихотворения не сохранился, поэтому время написания определяют по поэтике стихотворения. Существует ошибочное мнение, что Тютчев написал стихотворение в связи со смертью своей жены Элеоноры Петерсон в 1838 г. Она долго болела после того […]...
- Анализ стихотворения Тютчева «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» Написанное в 1830-е годы стихотворение «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» относится к ранней пейзажно-философской поэзии Тютчева. Как и многие произведения Федора Ивановича, посвящено оно ночи и связанным с ней размышлениям. В первой строфе перед читателями предстает описание прекрасного сада. Восторг, испытываемый лирическим героем произведения, подчеркивается при помощи использования восклицательных предложений. В начале текста Федор Иванович […]...
- Анализ стихотворения «Как океан объемлет шар земной…» Тютчева «Как океан объемлет шар земной…» (1830). Тютчев возвел метафору в метод, наполнив художественный прием философским содержанием. В стихотворении дан образ земли, как дневной жизни, которую можно описать и изучить, так как она реальна. А океан, как и сон, — нечто неуловимое, зыбкое, таинственное. Величественный пейзаж, нарисованный в первой строфе, — воплощение внутреннего мира человека во […]...
- Анализ стихотворения Тютчева «Весна (Любовь земли и прелесть года…)» По верному замечанию русского философа С. Л. Франка (1877-1950), описания весны в творчестве Тютчева «принадлежат к самым прекрасным страницам мировой лирики». Мыслитель отмечает, что это время года в произведениях Федора Ивановича несет с собой идею света и радости. Посредством его воспевания поэт познавал божественное начало. Наибольшее количество стихотворений, посвященных весне, написано Тютчевым в первый период […]...
- Анализ стихотворения Тютчева О, как убийственно мы любим В первой же строфе этого лирического стихотворения Федор Тютчев приводит психологическое утверждение весьма странного явления. Используя обобщенное «мы», поэт обращает внимание читателей на то, что губят как раз любимое. Тут же говорится о буйной и слепой страсти. Кстати, в самом названии неожиданно звучит сочетание «любить убийственно», то есть это прекрасное чувство может и уничтожать. Далее […]...
- Анализ стихотворения Тютчева «Когда дряхлеющие силы…» Стихотворение «Когда дряхлеющие силы…», написанное в 1866 году, относится к поздней лирике Тютчева. В нем затрагивается тема медленного истощения жизни. Лирический герой произведения понимает, что его земной путь подходит к концу, что пришла пора дать место новым поколениям. Частое явление — люди пожилые жалуются на окружающую их действительность, им не нравится изменившийся мир. В рассматриваемом […]...
- Анализ стихотворения Тютчева «Memento» Стихотворение «Memento» («Помни») Тютчев посвятил императрице Александре Федоровне (1798-1860), супруге Николая I. За российского правителя она вышла замуж по любви. Впрочем, их брак нельзя назвать безоблачным. Его омрачали периодические измены Николая Павловича, особенно длительный роман с фрейлиной Варварой Аркадьевной Нелидовой (1814-1897), и расстроенное здоровье императрицы. Александра Федоровна часто болела. Не в последнюю очередь виной тому […]...
- Анализ стихотворения Тютчева «Я встретил Вас…» В 1870-ом году 67-летний поэт пишет свое, пожалуй, самое знаменитое стихотворение — «Я встретил Вас и все былое…». Это произведение, посвященное баронессе Крюденер, теперь знает каждый. Еще будучи молодым человеком, Тютчев был пленен красотою и очарованием этой женщины. И даже спустя множество лет, его страсть к ней не угасла, о чем и свидетельствует стихотворение «Я […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Полдень Анализ содержания стихотворения Ф.И. Тютчева «Полдень». Ф.И. Тютчев — поэт-философ, который отразил в своем творчестве собственное отношение к миру, мирозданию, полагая, что все сущее на Земле и в Космосе управляется мощной созидательной силой по имени Мировая Душа. Природа, по мысли Тютчева, часть этого мира, наиболее светлая, наиболее гармонично выстроенная. Тема стихотворения — изображение южного пейзажа […]...
- «Видение» анализ стихотворения Тютчева Стихотворение «Видение», написанное в 1829 году, относится к Философской лирике Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1829 году в журнале «Галатея», а спустя 25 лет — в журнале «Современник». Стихотворение относится к «ночным» стихам Тютчева. Оно посвящено изображению огромного мира «сумеречного» состояния Вселенной. Для самого «ночного» русского поэта темное время суток всегда было соблазнительным […]...
- Анализ Стихотворения Тютчева «Сижу задумчив и один…» Стихотворение «Сижу задумчив и один…» предположительно было написано Ф.И. Тютчевым в 1835 году. Произведение относится к философской лирике. Стиль его — романтический. Жанр произведения — лирическая медитация с элементами философского размышления, в нем звучат элегические ноты. Первая строфа раскрывает нам чувства лирического героя — печаль, одиночество, порожденные мыслями о прошлом: Сижу задумчив и один, На […]...
- Анализ стихотворения В. А. Жуковского «Море» Стихотворение В. А. Жуковского «Море» выполнено в традициях излюбленного поэтами-романтиками жанра — элегии. Элегия в переводе с греческого — жалобная песня; возникла в Греции в седьмом веке до нашей эры. Расцвет элегии наступает в эпоху предромантизма и романтизма в творчестве К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, В. А. Жуковского. Элегии свойственны грустные, […]...