Анализ стихотворения Тютчева “Весна (Любовь земли и прелесть года…)”



По верному замечанию русского философа С. Л. Франка (1877-1950), описания весны в творчестве Тютчева “принадлежат к самым прекрасным страницам мировой лирики”. Мыслитель отмечает, что это время года в произведениях Федора Ивановича несет с собой идею света и радости. Посредством его воспевания поэт познавал божественное начало. Наибольшее количество стихотворений, посвященных весне, написано Тютчевым в первый период творчества, то есть в 1820-30-е годы.

По мнению теоретика искусства Т. Н. Райнова (1888-1958), юный Федор Иванович – “светлая,

огнистая, собою полная душа”. При этом весна для поэта на протяжении всего творческого пути оставалась живительной силой, способной даровать человеческой душе исцеление и облегчение. Самые радостные и самые жизнеутверждающие мотивы тютчевской лирики навеяны именно весной.

В 1820-х годах создавалось стихотворение “Любовь земли и прелесть года…”. Основное место в нем занимает весна. Лирический герой восторженно приветствует ее приход, поэтому произведение отличается возвышенным, приподнятым настроением. Едва ли не ключевым средством художественной выразительности становятся риторические

восклицания.

Весна в рассматриваемом тексте именуется любовью земли и прелестью года. Вместе с ней на земле появляется “дух жизни, силы и свободы”. С ее приходом в людские души льется радость, словно “бога животворный глас”. Она неразрывно связана с любовью – это слово в относительно небольшом стихотворении Тютчев повторяет четыре раза.

В весенней лирике Федора Ивановича часто упоминаются цветы, причем порой их названия не конкретизируются. Они олицетворяют собой все лучшее, с чем традиционно ассоциируется весна, – молодость, красоту, любовь. В анализируемом тексте говорится о розах.

Кроме того, в последней строфе стихотворение “Любовь земли и прелесть года…” называется бедным даром признательной любви и сравнивается с цветком “простым, не благовонным”.

Интересно, что в рассматриваемом произведении не нашлось места описанию пейзажа. Тютчев не прибегает к изображению конкретных примет наступления весны, например, к таянию снегов, распускающимся цветам, зеленеющим деревьям. Зато в подзаголовке стихотворения присутствует уточнение – “Посвящение друзьям”.

Возникает ощущение, что юный Федор Иванович готов оставить на откуп другим поэтам воспевание весны через описание основных ее признаков.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Тютчева “Весна (Любовь земли и прелесть года…)”