Стихотворение «Сижу задумчив и один…» предположительно было написано Ф.И. Тютчевым в 1835 году. Произведение относится к философской лирике.
Стиль его — романтический. Жанр произведения — лирическая медитация с элементами философского размышления, в нем звучат элегические ноты.
Первая строфа раскрывает нам чувства лирического героя — печаль, одиночество, порожденные мыслями о прошлом:
Сижу задумчив и один, На потухающий камин Сквозь слез гляжу..
С тоскою мыслю о былом И слов в унынии моем Не нахожу.
Во второй строфе герой сопоставляет прошлое и настоящее. Прошлое давно минуло, оно похоже на сон, настолько отдалилось, что герой с трудом может поверить в те события — «было ли когда?» Настоящее время рождает в душе его смутную тревогу — «Что ныне — будет ли всегда?..» Он понимает, что настоящее тоже пройдет и станет прошлым, так как в мире нет ничего вечного:
Пройдет оно, как все прошло, И канет в темное жерло За годом год.
Время, вечность в этом стихотворений предстает всепоглощающей, мрачной бездной. И невольно вспоминаются здесь строчки Г. Р. Державина:
Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей.
В третьей строфе поэт сравнивает жизнь человека с жизнью природы. Человек у Тютчева — это «злак земной», пора его цветения коротка, он подобен растению, цветку, листу. Он быстро вянет, как и все существующее в природе. И на смену ему приходят новые поколения:
Нос каждым новым летом новый злак И лист иной!
В четвертой строфе этот мотив противостояния человека и природы усиливается. Жизнь человеческая уподобляется здесь кратковременному существованию цветка:
И снова будет все, что есть,
И снова розы будут цвесть, .
И терны тож…
Но ты, мой бедный, бледный цвет,
Тебе уж возрожденья нет,
Не расцветешь!
Цикличность времени здесь подчеркивается анафорой, многоточие говорит о том, что поэт больше чувствует, чем выражает словами.
В пятой строфе лирический герой говорит о чувствах, которые ему довелось испытать, о любви. Цветок, вероятно, напоминает ему о минувшем счастье, о «прежнем блаженстве», «тоске». Однако и эти чувства тоже не вечны, как и сама человеческая жизнь.
Над героем довлеет неумолимый бег времени, судьба, природа. И острое ощущение этих явлений наполняет душу его тихой грустью:
Ты сорван был моей рукой,
С каким блаженством и тоской,
То знает Бог!..
Останься ж на груди моей,
Пока любви не замер в ней Последний вздох.
Стихотворение написано четырехстопным и двустопным ямбом. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («бедный, бледный цвет»), риторический вопрос («Былое — было ли когда?..»), анафору (четвертая строфа), метафору («Он быстро, быстро вянет…»).
Произведение мы можем рассматривать в контексте лирических размышлений поэта о противостоянии человека и природы, о неумолимом беге времени, о роли человека в вечности — стихотворений «Последний катаклизм», «Певучесть есть в морских волнах. ..», «Природа-сфинкс», «Как океан объемлет шар земной…».
- Анализ Стихотворения Тютчева «О, вещая душа моя…» Стихотворение «О, вещая душа моя…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «О, вещая душа моя…» было создано Ф.И. Тютчевым в 1855 году. В 1857 году оно было опубликовано в журнале «Русская беседа». Стихотворение относится к философской лирике, жанр его — лирическая медитация с элементами философского размышления. В этом стихотворении Тютчев раскрывает свое мироощущение поэта-романтика, противопоставляя жизнь материальную ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Когда за городом, задумчив, я брожу…» В стихотворении «Когда за городом, задумчив, я брожу…» описываются два кладбища — городское и «деревенское, описываются подробно, взгляд поэта пристальный и пристрастный, из многих отобранных деталей — формируются потрясающие неожиданностью и силой обобщения образы-символы двух России. Внутренняя связь «Мирской власти» и «Когда за городом, задумчив, я брожу…» подчеркивается и усиливается парностью противостоящих друг другу образов ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Пушкина «Когда за городом, задумчив я брожу» «… Когда за городом, задумчив я брожу…». Так Александр Сергеевич Пушкин начинает одноименное стихотворение. Читая это стихотворение становиться понятным его отношение ко всем пиршествам и роскоши городской и столичной жизни. Условно это стихотворение можно на две части: первая — про столичное кладбище, другая — про сельское. В переходе от одной к другой соответственно меняется и ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «Смотри, как роща зеленеет…» Стихотворение «Смотри, как роща зеленеет…», написанное в конце августа 1857 года, — это приглашение погрузиться вместе с лирическим героем в прекрасный мир природы. В произведении создается ощущение многомерности пространства. Сначала роща представлена будто издали. Затем взгляд героя концентрируется на отдельных ветках и листьях. Во второй строфе вновь происходит смена картины. Лирический герой оказывается внутри рощи. ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева Как хорошо ты, о море ночное Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…» Федора Тютчева написано в 1865г. И посвящено памяти возлюбленной Елене Денисьевой. Денисьева умерла годом ранее и поэт, как утверждают современники, горячо переживал это событие, всячески пытался с кем либо поделиться горестными мыслями, возможно поэтому в первой строфе Тютчев обращается к морю на «ты». Известный факт творчества поэта — ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева Сияет солнце, воды блещут Федор Иванович Тютчев — замечательный поэт, стихи которого насыщены положительными эмоциями. Его произведение «Сияет солнце…» — пример любовной лирики XIX века, хотя может показаться, что акцент сделан на описании окружающего мира, а не на отношениях. Природе здесь действительно уделяется много внимания, выраженного в метафорах («купаясь в небе голубом». «любовью воздух растворен») и в олицетворениях. Олицетворений ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Певучесть есть в морских волнах…» Тютчева Ф. И В стихотворении Ф. И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» в полной мере проявился тютчевский пантеизм — обожествление, одушевление мира природы. Четыре мелодичных строфы произведения предваряет эпиграф: «Est in arundineis modulation musica ripis», заимствованный у римского поэта IV века до н. э. Авзония. В переводе с латыни он означает: «Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках». ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» Написанное в 1830-е годы стихотворение «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» относится к ранней пейзажно-философской поэзии Тютчева. Как и многие произведения Федора Ивановича, посвящено оно ночи и связанным с ней размышлениям. В первой строфе перед читателями предстает описание прекрасного сада. Восторг, испытываемый лирическим героем произведения, подчеркивается при помощи использования восклицательных предложений. В начале текста Федор Иванович ... Читать далее...
- «Близнецы» анализ стихотворения Тютчева Зрелое стихотворение «Близнецы» написано Ф. Тютчевым в начале 1850-х годов (в 1850 или 1851 году), в период роковой любви поэта к Елене Денисьевой. Впервые оно было напечатано спустя довольно значительное время, в 1886 году. Созданное в Романтическом стиле, стихотворение в жанре Лирического фрагмента относится к Философской лирике. В нем поэт развивает важнейшую для себя тему ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…» Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» Ф. И. Тютчева — одна из самых прекрасных, поэтичных, мелодичных и совершенных по степени художественного дарования элегий. Элегия — жанр, в котором доминирует определенная философская направленность, мотив прощания, ухода, сохранения чистоты души. Ф. И. Тютчев использует образы природы для выражения сложного мира человеческой души. При этом в его художественном мире ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» В стихотворении Ф. И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» в полной мере проявился тютчевский пантеизм — обожествление, одушевление мира природы. Четыре мелодичных строфы произведения предваряет эпиграф: «Est in arundineis modulation musica ripis», заимствованный у римского поэта IV века до н. э. Авзония. В переводе с латыни он означает: «Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках». ... Читать далее...
- «Листья» анализ стихотворения Тютчева Стихотворение «Листья», созданное в 1830 году, относится к раннему периоду творчества Ф. Тютчева. Оно входит в число Пейзажно-философских произведений поэта. Наряду с изображением леса в нем нашли отражение философские размышления поэта о смысле жизни, о том, что можно считать подлинной жизнью. В основе поэтической пьесы лежит Олицетворение. Листья рассматриваются как живые существа, чувствующие и думающие. ... Читать далее...
- «Неохотно и несмело» анализ стихотворения Тютчева Стихотворение «Неохотно и несмело» написано 6 июня 1849 года. Ф. Тютчев создал его по дороге в село Овстуг, куда он изредка приезжал из Петербурга. Основная тема стихотворения — предвкушение грозы. Гроза — одно из самых любимых явлений природы для поэта. Символизируя молодость и беззаботность, она приносит духовное очищение. Тютчев мастерски передал тот миг перед грозой, ... Читать далее...
- «Снежные горы» анализ стихотворения Тютчева Лирика Федора Ивановича Тютчева хорошо известна широкому читателю. Благодаря легкости восприятия и кажущейся простоте, стихи этого русского поэта легко запоминаются, поэтому их учат наизусть даже в детском саду. Как не вспомнить «Весеннюю грозу» или «Зима недаром злится…». Преобладание пейзажей — одна из примет его лирики. Правильней будет называть ее пейзажно-философской. Но Философия поэта на самом ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова М. Ю Стихотворение это было создано в 1841 году, уже после выхода в свет единственной прижизненной книги лермонтовских стихов — и незадолго до смерти поэта. Так что в определенном смысле оно стало итогом, вершиной лермонтовского творчества, — как «» стал итогом и вершиной пушкинской поэзии: Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. ... Читать далее...
- «О, как убийственно мы любим…» анализ стихотворения Тютчева История создания Стихотворение «О, как убийственно мы любим» было написано Тютчевым в 1851 г. и напечатано в журнале «Современник» № 3 за 1854 г. Оно входит в так называемый Денисьевский цикл. Его стихотворения посвящены Елене Денисьевой, с которой Тютчев познакомился в конце 1840-х гг. (первое стихотворение датировано 1849 г.). Страсть Тютчева и Денисьевой оказалась сильнее ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…»; Тютчева «Есть в осени первоначальной…»; (1857). В стихотворении изображена одухотворенная природа, которая потрясает читателя подлинностью состояния. Поэт чувствует душу земли подобно земледельцу-труженику. В народном сознании живет благоговейное отношение к стихийным силам природы. Природа здесь не конкретизирована, она полна загадочности, таинственности, и в этом ее сила: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» 15 июля 1841 Михаил Юрьевич Лермонтов погиб. Одним из последних произведений великого поэта и писателя является стихотворение «Выхожу один я на дорогу». Лирический герой этого произведения отправляется поздней ночью к склону горы Машук. Красота природы, луна и звезды, тернистый путь, по которому шел лирический герой (почему-то мне кажется, что автор олицетворял самого себя в этом ... Читать далее...
- «Видение» анализ стихотворения Тютчева Стихотворение «Видение», написанное в 1829 году, относится к Философской лирике Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1829 году в журнале «Галатея», а спустя 25 лет — в журнале «Современник». Стихотворение относится к «ночным» стихам Тютчева. Оно посвящено изображению огромного мира «сумеречного» состояния Вселенной. Для самого «ночного» русского поэта темное время суток всегда было соблазнительным ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева Листья 5 Произведение «Листья» относиться к раннему творчеству поэта. Оно было создано в 1830г., когда Федору Тютчеву исполнилось семнадцать лет. Это пейзажная лирика, где автор описывает зимний лес, покрытый снегом. Но эта характеристика кажется достаточно подозрительной. Поскольку здесь нет восторга или же удивления над красотами окружающей природы. Напротив, поэт выделяет, что сосновые и еловые иголочки хоть и ... Читать далее...
- «Есть в осени первоначальной…» анализ стихотворения Тютчева Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» было создано Ф. И. Тютчевым 22 августа 1857 года. Возвращаясь с дочерью из имения Овстуг в Москву, вдохновленный окружающей картиной поэт быстро набросал строки стихотворения в записную книжку. Относящееся к зрелой лирике (на момент написания поэту было 54 года) стихотворение впервые увидело свет в 1858 году — оно было опубликовано ... Читать далее...
- Сочинение Анализ стихотворения Тютчева Я встретил вас -4 Тютчев — очень прославленный русский поэт. Он жил в одно час со многими знаменитыми поэтами и писателями, и, на мой взгляд, ничем им не уступает. Он описывает в своих стихотворениях уникальные моменты, однажды произошедшие или периодически происходящие в жизни природы или человека, в своих стихотворениях он показывает гармонию в нашем мире. Одно из первых ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева Весенняя гроза Русский поэт Ф. И. Тютчев создал стихотворение «Весенняя гроза» в 1828 году, но через 26 лет в 1854 году поэт решил дополнить свой шедевр второй строфой и скорректировать первую. В структуре стихотворения присутствуют четыре строфы. В первой устанавливается тема и основной образ, вторая и третья строфы описывают буйство и красоту грозы, четвертая — делает окончательный ... Читать далее...
- Анализ Стихотворения Тютчева » Предопределение « Стихотворение » Предопределение «. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Предопределение» предположительно написано Ф.И. Тютчевым в 1851 году. Оно входит в знаменитый «денисьевский цикл», в который вошли такие стихотворения, как «Не раз ты слышала признанье…», «Я очи знал…», «О, не тревожь меня укорой справедливой…», «О, как убийственно мы любим…», «Весь день она лежала в забытьи…». Все они ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева Она сидела на полу Это стихотворение все насквозь пропитано грустью и тоской по ушедшим чувствам. И, даже не зная истории его создания, читатель оказывается затронут глубиной любовной лирики и понимает его смысл. А между тем, посвящено оно было жене Тютчева. Поэт уже в зрелом возрасте и будучи женат, влюбился в другую девушку. И связь их длилась довольно долго. О ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «Сон на море» В стихотворении Ф. И. Тютчева «Сон на море» проявились тютчевская острота ощущения противоречий действительности, мысль о разладе души с миром и роли творчества в жизни человека. В нем рисуется картина разгулявшейся морской стихии, что одновременно несет в себе и символический подтекст: море в классической поэзии обычно соотносится с жизнью, а игра волн и буря — ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева Не то, что мните вы, природа Стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа…» характеризует единство пейзажной лирики поэта, его понимание ценности и целостности первозданной красоты природы. Этим произведением поэт как будто признается в любви матушке природе, признавая и превознося ее как самостоятельную чувствующую сущность, наделенную душой, свободой, а также эмоциями и собственным языком для общения с окружающим миром. Федор Иванович ... Читать далее...
- «Я встретил вас» анализ стихотворения Тютчева Зрелая лирика Тютчева во многом была посвящена теме любви, отражая полную страстей и разочарований личную жизнь самого поэта. К позднему периоду творчества относится стихотворение «Я встретил вас», по праву входящее в сокровищницу отечественной любовной лирики. Умудренный жизнью Тютчев написал его на склоне лет (в возрасте 67 лет), 26 июля 1870 года в Карлсбаде. Стихотворение, созданное ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «Какое дикое ущелье!…» Горы — один из важнейших образов в пейзажной лирике Тютчева. Они занимают ключевое место в ряде стихотворений. В их числе — «Альпы», » Хоть я и свил гнездо в долине…», «Утро в горах». По мнению литературоведа Пумпянского, горные пейзажи позволяют наиболее ярко раскрыть идею двоемирия природы, продемонстрировать соотнесенность сфер. В лирике горы принято изображать в ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «Когда дряхлеющие силы…» Стихотворение «Когда дряхлеющие силы…», написанное в 1866 году, относится к поздней лирике Тютчева. В нем затрагивается тема медленного истощения жизни. Лирический герой произведения понимает, что его земной путь подходит к концу, что пришла пора дать место новым поколениям. Частое явление — люди пожилые жалуются на окружающую их действительность, им не нравится изменившийся мир. В рассматриваемом ... Читать далее...
- «Вечер» (Еще один ненужный день…) анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение «Вечер» было написано в 1908 г. и напечатано в сборнике «Жемчуга», изданном в 1910 г. Некоторые исследователи считают, что в стихотворении отражены настроения Гумилева, получившего отказ от Анны Ахматовой, к которой он сватался в это время. Фактом является только то, что в момент написания стихотворения отношения Гумилева и Ахматовой, которые все-таки поженились ... Читать далее...
- «Выхожу один я на дорогу» анализ стихотворения Лермонтова Судьбу русского поэта начала XIX века Михаила Юрьевича Лермонтова трудно назвать счастливой. В три года оставшись без матери на попечении родной бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, он практически не знал семейного счастья, ведь бабушка была уверена, что юноше просто необходимо стать военным. Скитаясь по казармам, юноша часто испытывал чувство одиночества, может быть, поэтому мотив одиночества и ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева Весенние воды Главный образ в стихотворении — красавица весна. Кругом весеннее оживление всех природных явлений и предметов, наконец, оживленных после долгого зимнего сна. Снег только начал подтаивать и сбегать ручьем с гор. В первой части говорится о морозных ночах и струящихся ручьях, пригревающих днем лучами весеннего ласкового солнца. Поэт сравнивает потоки вод с «гонцами», звонящими по всем ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «Русской женщине» Русской женщине В стихотворении «Русской женщине» Ф. И. Тютчев пишет о тяжкой судьбе простой крестьянки. Анафорический повтор в первой строфе подчеркивает однообразие жизни женщины. Нереализованные мечты, бедность впечатлений, ничтожность радостей и благ — все это резко контрастирует с теми ценностями, которые автор перечисляет в начале первой строфы (свет, искусство, любовь — все то, что составляет, ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева Фонтан Поэт создал это стихотворение в 1836 году. Федор Тютчев, после учебы в университете в Москве. После он получил можно сказать профессию дипломату и был отправлен в Мюнхен, в Германию где плотно изучал европейскую поэзию. Именно тогда пребывая в окружении романтиков и поэтов в Тютчева было самое плодотворное в плане творчества время. Стих Фонтан размером невелик, ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Чародейкою Зимою…» Тютчева «Чародейкою Зимою…» (1852). В стихотворении Тютчев изобразил зимнюю природу. Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы. Музыка стихотворения напоминает магическое действие: Чародейка чертит таинственные круги, гипнотизируя, очаровывая: Чародейкою Зимою Околдован лес стоит — И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. Поэт описывает природу не как сторонний наблюдатель, он пытается понять ее ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «Когда в кругу убийственных забот…» Рутина жизни всегда пугала Тютчева который, оставаясь в душе романтиком, много лет подряд вынужден был занимать высокий дипломатический пост. Быть одним из тех, кто вершит судьбу государства, нравилось поэту. Однако закулисные интриги утомлял Тютчева, которому все чаще и чаще хотелось уединения. В 1849 году он написал философское стихотворение «Когда в кругу убийственных забот…» в котором ... Читать далее...
- Анализ стихотворения К. Б. Я встретил вас и все былое… Тютчева Стихотворение Ф. И. Тютчева «Я встретил вас — и все былое…» так же известно, как «К. Б.». Две таинственные буквы обращены к Амалии Крюденер, которой посвящал стихи ранее, например в 1833 «Я помню время золотое…». Поэт соединил в маленьком стихотворении несколько стилей. В произведении используется высокая лексика, присущая оде, которая сочетается с мелодичностью стихотворения, которая ... Читать далее...
- «Природа — сфинкс» анализ стихотворения Тютчева Стихотворение «Природа — сфинкс» было создано Федором Ивановичем Тютчевым в родовом имении Овстуг в последний период своего творчества, в августе 1869 года. Впервые оно было опубликовано в 1886 году в Петербурге. Стихотворение отличает поразительная краткость — всего четыре строки, несущие при этом ясную и законченную мысль. В рамках рифмованного афоризма-четверостишия поэт ставит главную Философскую проблему ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Тютчева «Как неразгаданная тайна…» Миниатюра «Как неразгаданная тайна…» написана Тютчевым осенью 1864 года. В тот период поэт жил в Ницце. Стихотворение посвящено императрице Марии Александровне — супруге Александра II. Согласно воспоминаниям современников, она не отличалась классической красотой, но зато была добра, искренна, внимательна к людям. Мария Александровна не любила шумных приемов, светская жизнь тяготила ее. Брак с Александром II ... Читать далее...
Анализ Стихотворения Тютчева «Сижу задумчив и один…»