“Она сидела на полу…” анализ стихотворения Тютчева

История создания

Стихотворение “Она сидела на полу” Тютчев написал в 1858 г. Оно было напечатано в том же году в журнале “Русская беседа” во втором томе.

Предполагается, что стихотворение посвящено второй жене Тютчева Эрнестине. Отношения Тютчева с женщинами были запутанными. Первая его жена Элеонора умерла при трагических обстоятельствах, но вскоре Тютчев женился на Эрнестине. Он был знаком с Эрнестиной задолго до смерти первой жены.

Но на втором десятке лет счастливого брака с Эрнестиной ситуация повторилась. В 1849 г. Тютчев полюбил Елену Денисьеву, которая была почти в два раза младше его. С этих пор долгих 14 лет, до смерти Денисьевой, Тютчев разрывался между двумя женщинами.

Эрнестина была мудра и сохранила брак. Но она должна была испытывать отчаяние. Именно таково состояние героини стихотворения “Она сидела на полу”.

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к жанру интимной лирики. Оно написано в лучших традициях романтизма. Лирический герой и героиня стихотворения описаны в момент наивысшего напряжения чувств, они одиноки и готовы к действию, но отказываются от него как от бесполезного.

Накал страстей еще усиливается, не находя разрядки.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из четырех катренов. Первый, второй и четвертый – жанровая сценка, описание разбирающей груду писем женщины (первые две строфы) и наблюдающего за этим лирического героя (последняя строфа). В третьей строфе лирический герой обращается к содержанию разбираемых писем, которое ему известно, потому что он сам писал их.

Тема стихотворения – конфликт между когда-то близкими людьми, угасшие чувства. Основная мысль: любовь, даже угасшая, не оставляет человека никогда, живая в его сердце как грусть, сожаление, боль, которые останутся с ним навечно.

Тропы и образы

Образ героини лишен каких бы то ни было подробностей. У нее нет ни внешности, ни имени, замененного местоимением она. И все же образ женщины очень конкретен.

Через внешность (позу и действия) Тютчев передает ее внутренний мир.

Начало стихотворения должно было шокировать читателя 19 в. Это наша современница может сидеть в джинсах на полу и рыться в бумагах. Если дворянка в 19 в. сидит на полу, это значит, что в ее жизни случилось что-то вопиющее, что у нее просто подкосились ноги или она не в себе.

Отношение героини к письмам как к остывшей золе (сравнение) означает, что они были для нее бесполезными и бессмысленными. Но героиня все-таки берет их в руки. Очевидно, она выбрасывает только письма, принадлежащие лирическому герою.

Описав смятение в душе героини, Тютчев обращается к единственной в стихотворении ее характеристике – взгляду, который называется чудным, то есть странным (хотя в оригинальном слове чудно глядела ударение на у, очевидно, для ритма).

В сравнении второй строфы вся суть состояния героини, вся гамма ее чувств. Ее взгляд сравнивается со взглядом душ на оставленное тело. Это и сожаление, и облегчение, и освобождение, и шаг к новому, и несомненное окончание земной жизни.

Письма для героини мертвы, как мертвы отношения с человеком, их написавшим. Недаром же Тютчев использует эпитет знакомые листы, как будто говорит о людях. С другой стороны, листы знакомы не только героине.

Лирический герой узнает в них свои письма.

В третьей строфе как раз появляется мотив убитой любви и радости. Эта строфа отличатся от трех других по эмоциональному накалу. Внешне все по-прежнему остается спокойным, но из сердца лирического героя вырываются восклицания, подчеркнутые междометием о. Жизнь прошлого, оставшуюся в письмах, Тютчев характеризует как невозвратимо пережитую, а минуты называет горестными (эпитеты).

Мотив смерти остается и в четвертой строфе. Лирическому герою “страшно грустно”. Слово страшно – более сильное наречие, чем очень.

Грусть была настолько сильна, как будто он ощутил присутствии милой тени (эпитет), то есть вспомнил об умершей. Эта покойница и есть любовь. Причастие присущая – старославянизм, означающий находящаяся здесь же.

Сегодня мы бы сказали присутствующая.

Лирический герой, в отличие от героини, не теряет головы. Он молча стоит в стороне и раскаивается в чем-то, готов пасть на колени, но не падает. То ли он чувствует бесполезность такого поступка, то ли не признает до конца свою вину.

Но мужская фигура, возвышающаяся над в изнеможении сидящей на полу женской – символ неразрешимости конфликта между влюбленными.

Стихотворение “Она сидела на полу” совершенно не нуждается в контексте биографии Тютчева, оно понятно любому независимо от того, знаком ли он с жизнью поэта. Но все-таки стихотворение автобиографично. Эрнестина знала о Денисьевой и смогла жить с этим знанием.

Кроме того, Тютчев действительно написал ей “груду писем” (эпитет), многие из которых она уничтожила, так что некоторые стихотворения, ей посвященные, оказались безвозвратно утерянными.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Рифмовка перекрестная, мужская и женская рифмы чередуются.



“Она сидела на полу…” анализ стихотворения Тютчева