Анализ стихотворения Рубцова Н. М. “Душа хранит”

Лирическому герою Н. М. Рубцова присуще обостренное чувство времени. Причудливое соединение ощущений неуло­вимой зыбкости каждого мига бытия и глубинного постоянст­ва вечности особенно ярко выражено в стихотворении “Душа хранит”, которое Н. М. Рубцов, по всей видимости, считал программным для своего творчества, ибо оно одноименно с названием сборника. В центре произведения – незатейливый вид русского селения:

Березы, избы по буграм И, отраженный глубиной,

Как сон столетний, божий храм.

О каком же уголке России идет речь?

В первой строфе структура художественного пространства организуется по принципу контраста. Неподвижная гладь воды и проворная щука противопоставлены друг другу как абсолютный покой и молниеносное движение.

Игра рифмующихся сравнений (“во­да недвижнее стекла” – “щука, как стрела”) завершается ме­тафорой “водное стекло”, которая не столько подчеркивает чистоту озера, сколько выкристаллизовывает в восприятии читателя то состояние хрупкости, мимолетности существова­ния души человека, которое обостряет поэтическое воспри­ятие всего сущего на земле.

Звуковая перекличка “стр”

– “пр” (“стрела” – “пронзает”) имитирует “треск”, в результате чего на уровне подтекста возни­кает образ осколков поврежденного стрелой стекла, сквозь кото­рое лирический герой пытается заглянуть в глубь веков.

Образ щуки также не является случайным, а сохраняет в себе фольклорное значение способности к волшебству. Лирический герой путешествует сквозь века словно “по щучьему веленью”.

Образ времени во второй строфе концентрирует незыбле­мый “как сон столетий божий храм”, не только отраженный глубиной воды, но и запечатленный вековой историей России. Он усиливает идею молитвенной сопричастности героя с ми­ром, звуковое удвоение “сон столетий” подчеркивает мону­ментальность описываемой картины.

Словом “храм” в русском языке именуется особое, отлич­ное от других строений здание, посвященное богу и предна­значенное для общественного служения ему, а следовательно, для духовного очищения. Случайно ли мысли о времени и вечности, о “красоте былых времен” посещают лирического героя около храма? Почему для именования Дома Божьего Н. М. Рубцов выбирает именно слово “храм”, а не церковь, не собор?

Интересно, что в церковный обиход слово вошло лишь в IV веке, так как это название языческое, а христиане долгое время питали ко всему языческому отвращение. Строились же первые храмы на Руси в XI-XII веках. Были они, как правило, белокаменными.

Древние строители вкладывали в создание этих сооружений все свое мастерство и, действительно, суме­ли сделать их настоящими произведениями искусства. Рядом с ними острее ощущаешь себя мимолетной песчинкой в необра­тимо скоротечной реке времени, рядом с ними поневоле хо­чется остановиться и не спеша осмыслить свое бренное суще­ствование через призму законов бытия. Вот почему для лири­ческого героя Н. Рубцова это место становится особенно важ­ным и актуализирует исповедальное начало в его душе.

В третьей строфе стихотворения “Душа хранит” Н. М. Руб­цов обращается к своему излюбленному композиционному приему расширения художественного пространства при помо­щи использования вертикальных координат: от водных глубин лирический герой переносит свой взгляд к звездам. Здесь уже поэт напрямую обращается к теме временности и вечности:

Так век неслышно протечет,

Не тронув этой красоты.

В четвертой финальной строфе центральным становится ак­туализированный в названии образ души. Но из контекста совершенно ясно, что речь здесь идет не о конкретной, пусть глубоко поэтичной душе лирического героя. Образ души рас­ширяется, так возникает тема исторической памяти поколений.

Интересно, что в стихотворении совершенно нет цвето­вых эпитетов. Практически нет никаких деталей, позволяю­щих установить, о каком времени суток, года, о какой эпохе идет речь (известно лишь, что вид “древний”). Все это, ви­димо, призвано подчеркнуть вневременной характер бытия народной души.

Душа является категорией божественной. Центральные образы: “вода”, обладающая, как известно, в религиозном понимании очистительной силой, “свет”, пред­вестники судьбы “звезды”, и, наконец, “божий храм” в соче­тании с эпитетом “смиренный” (вид) – призваны оттенить красоту божественного мирозданья. Простые избы и березы, отраженные в кристально прозрачной воде, также оказыва­ются вне времени.

Изба и в фольклоре, и в литературной традиции является устойчивым символом опоры, прочности крестьянского жиз­ненного уклада. В этом же значении изба выступает во мно­гих стихотворениях Н. М. Рубцова. Стремление к максималь­ной выделенности, обособленности первой строки в строфе при помощи восклицания – еще один излюбленный прием Н. М. Рубцова. Чаще всего такие восклицания содержат об­ращение к родине или родным местам:

Русь моя, люблю твои березы! (“Березы”)

Привет, Россия, родина моя! (“Привет, Россия…”) Тихая моя родина! (“Тихая моя родина”)

Ритмическая размеренность в стихотворении “Душа хра­нит” во многом подчеркивается обращениями, одно из кото­рых содержит инверсию (“О, вид смиренный и родной!”). Эти наиболее эмоционально насыщенные строки, отмеченные восклицаниями, актуализируют центральный образ произве­дения – образ родины.

Две центральные строфы оказываются связанными этими обращениями, что позволяет композиционно соотнести в худо­жественной структуре стихотворения образ малой, конкретной для каждого родины и всю великую Русь, огромную, сильную и гордую державу со славной многовековой историей.

Тематически и композиционно стихотворение Н. М. Руб­цова “Душа хранит” соотносится с произведением Ф. И. Тют­чева “Тихо в озере струится…”. Их сближают образ отражен­ного храма, тема времени, памяти, мотив векового сна:

Много в озеро глядится Достославностей былых.

Однако по настроению стихотворения совершенно раз­личны. У Ф. И. Тютчева обаяние красоты былого создается при помощи игры солнечного света: золотятся на солнце кровли, “блещут озера струи”. Произведение звучит оптими­стично:

Здесь великое БЫДЛО Словно дышит в забытьи,

Дремлет сладко, беззаботно.

У Н. М. Рубцова пейзаж строгий, более статичный, но это не умаляет красоты описываемой картины и глубины любви лирического героя к родине.

Глоссарий:

– анализ стихотворения рубцова душа хранит

– анализ стихотворений рубцова

– рубцов душа хранит анализ

– Анализ стихов Рубцова

– анализ стихотворения душа хранит


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Рубцова Н. М. “Душа хранит”