Анализ стихотворения “На бледно-голубой эмали…” Мандельштам
“На бледно-голубой эмали…”. Стихотворение состоит всего из трех строф. В первой строфе изображены ранняя весна, апрельский вечер. На фоне неба “незаметно вечереют березы”:
На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали И незаметно вечерели.
Во второй строфе описан “узор, отточенный и мелкий”, который сопоставляется с рисунком, талантливо исполненным художником, расписывающим фарфоровую чашку. Природа является мастерской для художника, предлагает ему готовое графическое изображение
Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке Рисунок, вычерченный метко…
В третьей строфе показано, как “художник милый” выводит свое изображение не на фарфоровой тарелке, а на “стеклянной тверди” небосвода. “Художник милый” превращается в самого Создателя, творящего бытие:
Когда его художник милый Рисует на стеклянной тверди В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.
В стихотворении прослеживаются особенности стиля Мандельштама, характерные для его первого сборника “Камень”:
Глоссарий:
– на бледно голубой эмали анализ
– на бледно-голубой эмали анализ
– анализ стихотворения на бледно-голубой эмали
– на бледно голубой эмали анализ стихотворения
– на бледно голубой эмали
- Анализ стихотворения Мандельштама “На бледно-голубой эмали…” Тема вечности является ключевой в творчестве Осипа Мандельштама. В своих стихах поэт пытается запечатлеть не только свои мысли и чувства, но и отдельные моменты жизни из которых складывается единое полотно бытия. Одним из таких пестрых “лоскутков” является стихотворение “На бледно-голубой эмали…”, написанное в 1909 году. Посвящено оно приходу весны, которая имеет множество различных обликов. Это […]...
- Первые стихотворные опыты Мандельштама < p>Первые стихотворные опыты Мандельштама вызвали несомненный интерес к молодому поэту. С циклом “Камень” к Мандельштаму приходит известность. По мнению поэта – “Камень” – символ слова, слова созидающего, зиждительного, слова – строительного материала совершенного человека. В “Камне” как никогда отразилось творческое кредо Мандельштама: “бороться с пустотой”. Центральная тема книги – самосознание художника. Именно самосознание, напряженное […]...
- Анализ стихотворения: Заметался пожар голубой С. Есенин – стихотворение “Заметался пожар голубой”. Стихотворение “Заметался пожар голубой” было написано Есениным в 1923 году. Оно посвящено Августе Миклашевской, актрисе, в которую поэт влюбился. В этом стихотворении лирический герой рассказывает о своих чувствах, сравнивая любовь с пожаром: “заметался пожар голубой”. О том, насколько важно для него это чувство, он говорит уже в первой […]...
- Анализ стихотворения “Природа – тот же Рим…” Мандельштам “Природа – тот же Рим…” Стихотворение вошло в первый поэтический сборник “Камень” (1908-1915), Название сборника знаменательно, так как камень – ключевое понятие в художественном мировосприятии поэта, олицетворяющий образ времени, хранитель истории. В стихотворении отразились основные особенности художественного стиля О, Мандельштама – отсутствие ярких рифм, стремление к простоте. Основная тема лирического произведения – размышление над проблемами […]...
- Анализ стихотворения “За гремучую доблесть грядущих веков…” Мандельштам “За гремучую доблесть грядущих веков…” Стихотворение относится к лирике 30-х годов. В нем мотив кризиса века связан с личной бедой. Век сравнивается поэтом с волкодавом, становится “зверем”: Мне на плечи бросается век-волкодав, но не волк я по крови своей… Все окружающее становится смертельно-опасным. Пространство стихотворения резко сжимается. Лирический герой ощущает трагедию века, трагедию современности. Пространство […]...
- Анализ стихотворения “Tristia” Мандельштам “Tristia” (“Я изучил науку расставания…”. Это одно из центральных стихотворений второго поэтического сборника О. Мандельштама, названного также “Tristia” (1916-1920), в котором желто-черные краски олицетворяют катастрофические изменения эпохи. Поэт расстается со старым миром, прежними образами, усиливается трагизм современного существования. “Tristia” в переводе означает – “скорбные элегии”, “скорбные песнопения”, так называлась книга ссыльного древнеримского поэта Овидия, которую […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Небо бледно-голубое…” После возвращения из Европы Федор Тютчев не оставил государственной службы и до самой смерти совмещал ее с литературной деятельностью. Он был приближен к царскому двору и мог бы рассказать своим современникам массу поучительных историй, раскрыв интриги, очевидцами которым являлся. Однако Тютчев отличался врожденным тактом, поэтому многие дворцовые тайны унес с собой в могилу. Он никогда […]...
- Анализ стихотворения Заметался пожар голубой Есенин Заметался пожар голубой…” замечательное стихотворение Сергея Александровича Есенина относится к одному из лучших образцов любовной (интимной) лирики. Посвящено данное стихотворение известной актрисе Миклашевской, наряду и с другими из сборника ” Любовь хулигана”. Кстати, другие образцы стихотворений о любви менее светлые, более резкие и дерзкие, в отличие от данного. В момент написания стихотворения Сергей Александрович вернулся […]...
- Анализ стихотворения “Ласточка” Мандельштам “Ласточка”. (1920). Стихотворение начинается со своеобразного зачина: Я слово позабыл, что я хотел сказать… Все стихотворение наполнено прозрачной тишиной. В беспамятстве поется “ночная песнь”. Перед читателем возникает пейзаж вымершего, потустороннего мира. В этом мире ласточка может вернуться только в “чертог теней”, а не туда, где обитают живые души. “Прозрачные” тени олицетворяют воспоминания о былой жизни, […]...
- Анализ стихотворения “Обиженно уходят на холмы…” Мандельштам “Обиженно уходят на холмы…” Стихотворение практически завершает поэтический сборник Мандельштама “Камень”. В стихотворении выразился трагизм “Камня” – в страхе пустоты, в бессознательном и постоянном ощущении прерывистости всего живого. Поэт пытается вырваться из созданного им же самим “каменного” пространства в иной мир: Их тысячи – передвигают все, Как жердочки, мохнатые колени, Трясутся и бегут в курчавой […]...
- Анализ стихотворения “Учись у них – у дуба, у березы…” Фет “Учись у них – у дуба, у березы…” (1883). Стихотворение принадлежит к пейзажной лирике Фета: через природу поэт постигает тончайшую психологическую правду о человеке: Кругом зима, жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый… Природа […]...
- “Заметался пожар голубой…” анализ стихотворения Сергея Есенина Сергей Есенин долго был вместе с известной танцовщицей Айседорой Дункан. Но сказывалась разница в возрасте, интересах, принадлежность к разным культурам, мешало своеобразие Айседоры и Есенина. Когда их союз уже почти распался, поэт познакомился с актрисой Камерного театра Августой Миклашевской. В августе 1923 года поэт встретил свою новую любовь, был совершенно очарован молодой женщиной с иконописным […]...
- Подробный анализ стихотворения “Заметался пожар голубой…” (Есенин С. А.) Сергей Есений всегда слыл любителем женщин. Но при этом любил он всегда искренне. Цикл стихотворений “Любовь хулигана” появился благодаря одной прекрасной женщине и ослепительно-яркому роману. 10 августа 1923 произошла судьбоносная встреча между Сергеем и Августой Миклашевской. Это была не первая их встреча. Но именно этот момент врезался поэту в память и стал толчком для создания […]...
- Анализ стихотворения “Имя твое – птица в руке…” Цветаева “Имя твое – птица в руке…” (1916). Лирическое произведение открывает цикл из шестнадцати стихотворений, посвященный А. А. Блоку. Первое стихотворение написано в 1916 году и посвящено расшифровке имени Блока. Стихотворение состоит из трех строф, идея каждой строфы последовательно сменяет друг друга. В первой строфе дано описание фонетического и графического состава слова “Блок”. В то время […]...
- Анализ стихотворения “Еще томлюсь тоской желаний…” Тютчева “Еще томлюсь тоской желаний…” (1848). Стихотворение посвящено памяти Элеоноры Тютчевой, жены поэта. Основная тема данного стихотворения – тема любви. Лирический герой поэта воспринимает любовное чувство как нечто вечное, неизменное: Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный, Как ночыо на небе звезда… Образ возлюбленной вызывает следующие ассоциации поэта: “милый образ, незабвенный”, “недостижимый, […]...
- Анализ стихотворения “Береза” Есенин “Береза” (1913). В 1914 году в детском журнале “Мирок” напечатано первое произведение С. А. Есенина – “Береза”. Центральным образом стихотворения является береза – любимое дерево русского народа, “одно из наиболее почитаемых у славян”. Эпитет белая не только описывает дерево, но н отождествляется в восприятии читателя с божественным началом, гак как белый цвет в древнерусских памятниках […]...
- Анализ стихотворения “Как океан объемлет шар земной…” Тютчева “Как океан объемлет шар земной…” (1830). Тютчев возвел метафору в метод, наполнив художественный прием философским содержанием. В стихотворении дан образ земли, как дневной жизни, которую можно описать и изучить, так как она реальна. А океан, как и сон, – нечто неуловимое, зыбкое, таинственное. Величественный пейзаж, нарисованный в первой строфе, – воплощение внутреннего мира человека во […]...
- Анализ стихотворения “Гамлет” Пастернак “Гамлет” (1945-1955). Это стихотворение открывает цикл стихов Юрия Живаго, главного героя одноименного романа Пастернака. В романе дана история как драматическое действие, в центре которого художник. В стихотворении “Гамлет” лирический герой чувствует себя актером на сцене жизни среди всеобщего “сумрака ночи”. Он нравственно противостоит власти лжи, противится мраку: Я один, все тонет в фарисеистве. Жизнь прожить […]...
- Анализ стихотворения “Два великана” Лермонтова “Два великана” (1832). Стихотворение написано об Отечественной войне 1812 года, о поединке России и Наполеона. Произведение построено на аллегории: столкновение русских и французов изображено как состязание великанов: В шапке золота литого Старый русский великан Поджидал к себе другого Из далеких чуждых стран. У Лермонтова сюжет дан обобщенно, а главным оказывается выражение отношения поэта к соперникам. […]...
- Анализ стихотворения “Мороз” Самойлов “Мороз”. Стихотворение является прямой стилизацией и Пушкина, и Тютчева: Лихие, жесткие морозы, Весь воздух звонок, словно лед. Читатель ждет уж рифмы “розы”, Но, кажется, напрасно ждет. Напрасно ждать и дожидаться, Притерпеваться, ожидать Того, что звуки повторятся И отзовутся в нас опять. Повторов нет! Неповторимы Ни мы, ни ты, ни я, ни он. Неповторимы эти зимы […]...
- Анализ стихотворения “Сапсан” Бунин “Сапсан” (1905). Рассматривая человека как частицу Вселенной, поэт пытается проникнуть в тайны жизни и смерти, понять загадки окружающего мира. Главный герой произведения – сапсан, “стервятник космоногий”, призрачная птица, “гений зла”. Сапсан заставляет лирического героя глубже чувствовать свое одиночество: Иль он узнал, что я тоскую, Что я один? что в дом ко мне Лишь снег да […]...
- Анализ стихотворения А. Фета “Учись у них – у дуба, у березы” Лингвистический анализ стихотворения А. Фета “Учись у них – у дуба, у березы”. Учись у них – у дуба, у березы Учись у них – у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердце рвет последние листы, И за […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Русской женщине” Русской женщине В стихотворении “Русской женщине” Ф. И. Тютчев пишет о тяжкой судьбе простой крестьянки. Анафорический повтор в первой строфе подчеркивает однообразие жизни женщины. Нереализованные мечты, бедность впечатлений, ничтожность радостей и благ – все это резко контрастирует с теми ценностями, которые автор перечисляет в начале первой строфы (свет, искусство, любовь – все то, что составляет, […]...
- Анализ стихотворения “Березы” Рубцова Н. М “Березы” Стихотворение “Березы” – грустный рассказ лирического героя о себе и о своей родной земле. Центральным мотивом в нем является мотив сиротства. Тем дороже стала для него родная деревня, береза над могилой матери, шум листопада, символизирующий любование родной природой. Зная, что Н. М. Рубцов воспитывался в детском доме, читатель часто отождествляет автора и лирического героя […]...
- Анализ стихотворения “Вечер” Жуковского “Вечер” (1803). Элегия принадлежит к произведениям романтизма. Г. А. Гуковский пишет о том, что элегия напоминает “музыкальный словесный поток, качающийся на волнах звуков и эмоций”. Стихотворение имеет психологический подтекст: Уж вечер… облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает; Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает. В этих строках, с одной стороны, […]...
- Анализ стихотворения “Прозаседавшиеся” Маяковский “Прозаседавшиеся” (1922). Это стихотворение послереволюционного периода относится к сатирическим произведениям Маяковского, в котором высмеивается бюрократизм – вновь появившийся порок человеческого общества, обостряется конфликт поэта со временем. В стихотворении ведущим сатирическим приемом становится гротеск – происходит смешение реального и фантастического. Поэтом дан образ раздвоившегося человека: Взъяренный, На заседание Врываюсь лавиной Дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: […]...
- Анализ стихотворения “Юбилейное” Маяковский “Юбилейное” (1924). В основе композиции стихотворения – беседа лирического героя с А. С. Пушкиным, которая переведена в личный, интимный план: Александр Сергеевич, разрешите представиться. Маяковский. В стихотворении объяснена роль поэзии в обществе, а все поэты условно разделены на тех, кто “в жизни был мастак “балалаечников”. Ключевой фразой стихотворения являются слова: “Я люблю вас, но живого, […]...
- Анализ стихотворения “Пред картиной Греко” Бальмонт “Пред картиной Греко”. К. Бальмонт видел целью своего творчества установление связи между прошлым и будущим, подчеркивая преемственность в творчестве. Поэт всегда мятежник, бунтарь, отвергающий уже сложившиеся представления, который сливается с другими художниками-бунтарями иных времен и в то же время обречен на трагедию: Сумрачный художник, ангел возмущенный, Неба захотел ты, в небо ты вступил, – И […]...
- Анализ стихотворения “Весенний дождь” А. А. Фета Стихотворение “Весенний дождь” – типичный образец так называемой чистой лирики. Пейзаж здесь самоценен. Ведущим приемом становится словесное рисование. В первой строфе изображено пограничное предгрозовое время. Ведущим мотивом здесь является свет. Запоминается образ купающегося воробья. Во второй строфе А. Фет акцентирует вертикальные координаты художественного пространства. Наиболее ярким является образ избушки в золотой пыли. Стихотворение динамично. “Трепещет, […]...
- Анализ стихотворения “Мадонна” Пушкина “Мадонна” (1830). По свидетельству современников Пушкина, стихотворение посвящено Наталии Николаевне Гончаровой. Но понятно, что данное лирическое произведение имеет и обобщающий смысл: Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. Идеал скромной жизни, вдохновленной трудом и красотой, выражен поэтом в следующих строках: …Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: […]...
- Анализ стихотворения цикл “Жизни” Цветаева Цикл “Жизни” (1924). Цикл состоит из двух лирических миниатюр. Обратим внимание на первое стихотворение цикла, состоящее из двух строф: Не возьмешь моего румянца – Сильного – как разливы рек! Ты охотник, но я не дамся, Ты погоня, но я есмь бег. Не возьмешь мою душу живу! Так, на полном скаку погонь – Пригибающийся – и […]...
- Анализ стихотворения “Утро в Москве” Блока “Утро в Москве” (1909). В стихотворении отразилось чувство радости земной жизни. Лирический герой счастлив от сознания того, что любим: Упоительно встать в ранний час, Легкий след на песке увидать. Упоительно вспомнить тебя, Что со мною ты, прелесть моя. Любовь ассоциируется у Блока с беззаботностью юности, с ранним утром, с необъяснимой легкостью. Через обращение к раннему […]...
- Анализ стихотворения “На ранта поездах” Пастернак “На ранта поездах” (1943). Стихотворение дало название книге стихов 1943 года, которая ознаменовала серьезный перелом в поэтическом творчестве Пастернака. Поэт описал своих спутников в раннем московском поезде следующими словами: В них не было следов холопства, Которые кладет нужда, И новости и неудобства Они несли, как господа. Эти люди несли в себе “России неповторимые черты”. Поэт […]...
- Анализ стихотворения Заболоцкого Н. А. “Гроза идет” Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого всегда философична по сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворению “Гроза идет”. В образе грозы выражается мотив жизненных испытаний. Для создания чувства неотвратимости этих препятствий Н. А. Заболоцкий использует анафорические повторы (“Движется…”, “Сколько раз…”), инверсию (“Туча… движется, огромна и тягуча, с фонарем в приподнятой руке”). Основным изобразительно-выразительным средством […]...
- Анализ стихотворения “Ты пробуждаешься, о Байя…” Батюшкова “Ты пробуждаешься, о Байя…” (1819). Эту элегию Батюшков пишет, посетив Байю, загородную резиденцию римских императоров, где жили Цезарь, Нерон, Калигула, Тиберий, Адриан В стихотворении звучит горечь. Для поэта в этот период она необходимый источник вдохновения: Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы При появлении Аврориных лучей, Но не отдаст тебе багряная денница Сияния протекших дней, Не […]...
- Анализ стихотворения “Монолог” Лермонтова “Монолог” (1829). Уже в раннем творчестве Лермонтов обращается к теме поколения, пытаясь пробудить его гражданский дух, заронить мысль о необходимости деятельности. В данном стихотворении поэт называет те причины, которые приводят его поколение к духовному равнодушию, к социальной пассивности: Поверь, ничтожеству есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь […]...
- Анализ стихотворения “В ресторане” Блока “В ресторане” (1910). Героиня блоковского стихотворения лишена глубины, безграничности. В отношении к ней прослеживается увлекательная игра поэта: Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко Взор надменный и отдал поклон. Обратясь к кавалеру, намеренно резко Ты сказала: “И этот влюблен”. В красоте лирической героини нет ничего таинственного, завораживающего. Любовь окутана атмосферой пошлости, поэтому не может возникнуть […]...
- Анализ стихотворения “Ночь, улица, фонарь, аптека…” Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека…” (1912). Данное стихотворение А. Блока посвящено “страшному миру”. Лирический герой – человек, утративший душу, забывший о любви, сострадании, милосердии. Кольцевая композиция произведения раскрывает его проблематику: бессмысленность и тусклость существования, невозможность найти выход из создавшегося положения: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – Все будет […]...
- Анализ стихотворения “У меня не живут цветы” Н. С. Гумилева (Сравнительный анализ) Поэзия Гумилева кажется очень сложной для понимания и восприятия. Поэт использует в своих стихах иносказания, часто слова несут в себе скрытый смысл. Отсюда, наверное, загадочность, почти мистика. В ранней поэзии Николая Степановича в избытке присутствуют мифические герои, видения, реаркорнация, наверное, поэтому поэзия Гумилева воспринимается как не социальная, оторванная от жизни. Я не согласен с такими […]...
- Анализ стихотворения Пастернака Б. Л. “Быть знаменитым некрасиво” Стихотворение Б. Л. Пастернака “Быть знаменитым некрасиво” (1956) является одним из программных произведений в творчестве поэта. Его сюжет складывается из лаконичных формул, аккумулирующих взгляды автора на жизнь творческого человека. Высказанные в стихотворении принципы автор одновременно относит и к себе, и к другим писателям. Б. Л. Пастернак рассуждает о внутренней глубине творческого акта, его самоцельности. Ни […]...