Анализ стихотворения Пастернака “Слеза разлуки”

Ранняя лирика Некрасова отличается подражательным характером. В дебютном сборнике Николая Алексеевича “Мечты и звуки”, вышедшем из печати в 1840 году, можно найти стихотворения, явно вдохновленные творчеством Жуковского, Бенедиктова, Баратынского, Гюго и других авторов, на чьих произведениях лежит печать романтизма. Кроме того, просматривались мотивы, свойственные поэзии Пушкина и Лермонтова. Первая книга Некрасова оказалось настоящим провалом.

У читателей успеха она не имела, в магазинах ее не торопились сметать с прилавков, не

испытывали бурных восторгов и профессиональные критики. Поэт был настолько разочарован в своем литературном дебюте, что решил скупить все экземпляры сборника и уничтожить их.

Точнее всего о лирике, вошедшей в книгу, сказал Виссарион Григорьевич Белинский: “Посредственность в стихах нестерпима”. Фразу эту можно отнести не только к произведениям, которые включены в “Мечты и звуки”, но и к остальной ранней поэзии Некрасова. Пример тому – стихотворение “Слеза разлуки”, созданное в 1840 году.

Лирический герой – мужчина, которому предстоит, видимо, ненадолго расстаться с любимой женщиной.

Перед этим он пытается “перевести на скрижали памяти ее образ”, чтобы не так сильно тосковать, пока не наступит время нового свидания. В речи персонажа порой встречаются слова из совершенно разных стилей. То делается попытка стилизации под народный фольклор – “статной лебедью пройди”, то употребляется лексика из древнегреческой мифологии – “легкой нимфой протанцуй”.

Иногда лирический герой изъясняется при помощи банальностей – здесь и жемчужные слезы с жаркими поцелуями, и просьбы к девушке нежно спеть про разлуку.

Рассматриваемый текст имеет мало общего с более поздней интимной поэзией Некрасова, значительную часть которой составляет так называемый “панаевский цикл”. В нем Николай Алексеевич выступил в качестве новатора. Он показывал читателям любовь без прикрас. Любовь, в которой было место ревности, страстям, угрызениям совести, взаимным упрекам, ссорам и обидам.

В известной мере изображенный Некрасовым мир близок миру персонажей Достоевского. В “Слезе разлуки” ни о какой правде жизни, ни о каком реализме, ни о каких достоверных характерах еще и речи не идет. Это во многом вторичное стихотворение стоит рассматривать как закономерный этап ученичества, который приходилось переживать большинству поэтов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Пастернака “Слеза разлуки”