Анализ стихотворения Пастернака “Метель”



Природа занимала важнейшее место в творчестве Пастернака. Поэтический пейзаж он всегда стремился дополнить философией, зачастую обращаясь к экзистенциализму. Ключевая тема его лирики – благоговение перед природой, которую Борис Леонидович считал истинным чудом жизни.

По мнению большинства исследователей, именно природа – единственная Муза Пастернака, его супруга и вдова, невеста и любимая женщина, тайная собеседница. В творчестве поэта она играла ту же роль, что Россия в творчестве Блока.

Тема метели (бурана, вьюги) встречается

еще в ранней лирике Пастернака. Впоследствии он не раз возвращался к ней. В частности, речь идет о произведениях “Оттепелями из магазинов” (1915), “Девятьсотпятый год” (1926), “Город” (1942), ” Зимняя ночь” (1946), “После перерыва” (1957), “После вьюги” (1957). Одно из наиболее ярких отображений мотива – стихотворение “Метель”, впервые опубликованное в сборнике “Поверх барьеров” 1916 года.

Здесь Пастернак с изумительной поэтической мощью демонстрирует противоборство лирического героя с губительными бытийными силами. Художественное пространство, в котором разворачивается

действие, – посад. Этим термином изначально обозначалась населенная область, находящаяся за пределами детинца или кремля, но относящаяся к городу.

Как правило, там располагались ремесленные слободы, торговые ряды. Мир, изображенный поэтом, не подчиняется человеку. Лирический герой сбивается с пути в чуждом ему посаде, где день не приходит на смену ночи.

Вьюга-ворожея предстает перед читателями олицетворением нечистой силы – зловещей, враждебной. Кружением метели обусловлен выбранный поэтом ритмический рисунок – многократный повтор конструкции с союзом.

Интересна реминисценция, на которой строится вторая часть стихотворения. Пастернак упоминает Варфоломеевскую ночь – страшнейшую страницу французской истории. Трагедия произошла в ночь на 24 августа 1572 года, накануне дня святого Варфоломея – католики устроили ужасающую резню гугенотов.

Согласно различным оценкам, погибли порядка тридцати тысяч человек. Чтобы католикам было легче определять дома гугенотов, на дверях жилищ протестантов заранее рисовались кресты: “Все в крестиках двери, как в Варфоломееву ночь”.

В раннем творчестве Пастернака мотив снега, метели, вьюги служит олицетворением смерти, рока, болезни. Зимние стихии способны разрушать все на своем пути, они никому и ничему неподвластны.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Анализ стихотворения Пастернака “Метель”