“Быть знаменитым некрасиво…” анализ стихотворения Пастернака

Лирическое стихотворение Бориса Пастернака “Быть знаменитым некрасиво…” , по иронии судьбы, знаменито, как и сам ее автор. Давно ставшая афоризмом первая строчка является примером, доказывающим, как важно, чтобы начало литературного произведения мгновенно захватывало читателя и заставляло с жадностью читать текст дальше до самого конца. По сути, уже в первой строке своего программного стихотворения автор формулирует художественную и личностную позицию, весьма небанальную для поэта.

Ведь известно, что люди творчества во все

времена остро нуждались в понимании и успехе. Часто во всем сомневающиеся, именно благодаря восторженному отношению к себе они понимают, что творят не напрасно. Однако Пастернак четко разграничивает понятия “шумиха” и “любовь пространства” (“будущего зов”).

Это основная Антитеза стихотворения, и она интонационно подкрепляется перекрестной рифмой.

Поэт подчеркивает: признание, если уж оно и пришло, должно быть естественным следствием “самоотдачи” в искусстве, а не “самозванства”. Он словно предвидит грядущую славу настоящего творца:

Другие по живому следу Пройдут твой

путь за пядью пядь,

– и тут же настаивает на том, что человек “не должен отличать” “пораженья от победы”. Ему необходимо полное принятия всего, что с ним происходит как знака судьбы.

Скромность и достоинство – вот чему учит своего читателя Борис Пастернак. И кажется, что одновременно он обращается и к самому себе, своему внутреннему голосу и возможным порывам честолюбия в собственной душе. Так ли это? …

Посмотрим, в какое время и при каких обстоятельствах жизни поэта создавалось это стихотворение.

Датированное 1956 годом, произведение появилось на свет в поздний период жизни и творчества Бориса Пастернака. К этому моменту уже ушел из жизни “великий вождь советского народа” И. Сталин, которого еще несколько лет назад прославлял романтически настроенный поэт. Уже остался позади недолгий период общественного признания Пастернака в Советском Союзе и членства в Союзе писателей.

Поэт отошел от общей окололитературной суеты и все чаще посвящал себя переводам произведений зарубежных авторов и рискованной деятельности по защите и поддержке опальных друзей, среди которых были и Ахматова с ее сыном. В жизнь писателя вошло переосмысление событий прошлых лет и своего пути, и в этом смысле, не было бы ошибочным предположить, что “Быть знаменитым некрасиво…” – напоминание и самому себе, и своим собратьями по перу об истинных ценностях и, безусловно, читателям, которые, собственно, и создают губительную шумиху вокруг своих кумиров.

Литературные критики предполагают, что в этом стихотворении Борис Пастернак откровенно отмежевывается от творческого пути другого знаменитого своего современника и в прошлом единомышленника – Владимира Маяковского. Его к тому времени было принято восхвалять, не зная меры, как “лучшего поэта современности”. Слова принадлежали Сталину, что надолго определило “неприкосновенность” Маяковского, ставшего в глазах народа уже культовым поэтом.

В этом “придворном пути” Пастернак видел страшную опасность для творческого человека. И все же лирический герой его стихотворения вовсе не истекает слюной злословия и не утаивает в своих словах и интонациях обиды на весь мир за собственную непризнанность.

В каждой фразе слышится осознанная и выстраданная истина. Это строгая проповедь, обращенная к тем, кто владеет божественным даром вдохновлять и “поднимать ввысь” и кто забыл или может забыть свое предназначение на земле. “Не надо заводить архива, – пишет автор, – Над рукописями трястись”. И открыто выносит приговор

Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех.

Некоторое утрирование отрицания дара в данном случае должно сработать как ушат холодной воды. Это начало пробуждение от сна, и оно композиционно выражено в первых двух строфах. Далее автор все-таки переходит к рассуждениям о том, каким все-таки должно быть поэту (и в узком, и в широком смысле этого слова).

Стихотворение, написанное сложным, постоянно меняющимся стихотворным Размером (спондей – пиррихий – пиррихий – ямб), не имеет внешнего Сюжета – лишь внутренний. Это движение мысли поэта-философа от отрицания славы к утверждению великой силы дара

…оставлять пробелы В судьбе, а не среди бумаг.

Метафора “пробелы” здесь обретает смысл недосказанности, Мотива к познанию и поиску себя, а лексический повтор слова “живой” убеждает читателя в необходимости стремиться к духовной жизни – “и только”!

Морозова Ирина


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Быть знаменитым некрасиво…” анализ стихотворения Пастернака