Анализ стихотворения Пастернака “Гефсиманский сад”

На протяжении десяти лет, с 1945 по 1955 год, Пастернак работал над романом “Доктор Живаго”. Семнадцатая и заключительная часть его представляет собой сборник стихотворений, написанных главным героем. В поэтическом цикле будто заново повторяется история, рассказанная в романе.

Конечно, Юрий Живаго не приравнивается к Христу. Тем не менее, судьба доктора – это драма христианской личности. Герой Пастернака – творец, художник, не имеющий возможности изменить ход истории.

Ему остается только внести в безумный мир собственный идеал

понимания жизни с точки зрения христианской морали.

Завершается цикл “Стихотворения Юрия Живаго” “Гефсиманским садом”. Произведение отсылает читателей к Евангелиям. Согласно описанным там событиям, Иисус Христос в сопровождении учеников приходил молиться в Гефсиманский сад перед заключением. Там же его арестовали.

В предыдущих стихотворениях цикла Пастернак, описывая ключевые моменты земной жизни Христа, ни на шаг не отступал от евангельской хронологии. В “Гефсиманском саде” она намеренно нарушена. Пророчество

о Втором пришествии, появляющееся в последней строфе, имеет большее отношение к Откровению Иоанна Богослова, чем к трем соответствующим главам Евангелий от Марка, Матфея и Иоанна, на которые сюжетно и частично лексически ориентировано стихотворение Пастернака.

“Гефсиманский сад” тесно связан с рядом произведений из тетради Юрия Живаго, в первую очередь – с “Гамлетом”, открывающим цикл. Важный образ, встречающийся в обоих стихотворениях, – образ чаши. В “Гамлете” он олицетворяет жизненный путь лирического героя, выступает в качестве символа рока. В “Гефсиманском саде” Пастернак становится ближе к евангельскому толкованию образа.

Чаша соотносится с Голгофой, мученичеством, добровольным самопожертвованием ради искупления и бессмертия.

“Гефсиманский сад” считается ключом к пониманию романа Пастернака. Стихотворение это исполняет роль замыкающего сразу на трех уровнях: 1) евангельский микроцикл; 2) тетрадь Юрия Живаго; 3) произведение в целом. В нем Борис Леонидович раскрывает смысл каждой человеческой жизни и всей истории.

Если упрощенно, то он заключается в победе над злом, преодолении смерти через воскресение. Здесь необходимо вспомнить заголовок одной из черновых редакций романа, представляющий собой цитату из Откровения Иоанна Богослова: “Смерти не будет”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Пастернака “Гефсиманский сад”