“Снег идет” анализ стихотворения Пастернака

Стихотворение “Снег идет”, вошедшее в последний сборник Б. Пастернака “Когда разгуляется”, было создано в 1957 году, сложный период жизни поэта. Усиление давления со стороны властей после публикации за рубежом романа “Доктор Живаго” надломило физическое состояние Пастернака.

Название стихотворения заявляет его Тему – снегопад. Однако, кроме Пейзажной зарисовки зимнего снегопада, стихотворение содержит Философские размышления о скоротечности жизни, поэтому его можно по праву отнести к Пейзажно-философской лирике. В

центр произведения Пастернак помещает Проблему времени и человека в течении этого времени.

Московский снегопад Пастернак воспринимает как волшебный полет, увлекающий за собой людей, тротуары, перекрестки и лестницы. Поэт мастерски передает атмосферу зимнего дня, олицетворяя снегопад с живым существом: “в заплатанном салопе сходит наземь небосвод”. Чудесное, завораживающее своей красотой преображение мира, дарящее ощущение праздника, сравнивается со встречей неба и земли.

Снегопад объединяет эти два разных мира в одно целое.

Но

одновременно с радостным чувством поэт и лирический герой ощущает смятение в душе – ведь с каждой снежинкой убегает отпущенное нам драгоценное время, а настоящее мгновенно становится прошлым, пережитым. Смятенье передается через “удивленные растения”, идущего по жизни “убеленного пешехода” (снегом или прожитыми годами?) и “поворот перекрестка”, который воспринимается как поворот судьбы, где у человека возникает выбор жизненного пути. Снегопад заставляет лирического героя взглянуть на обыденные вещи по-иному, понять и прочувствовать Время.

Сопрягая идею Времени и такое явление природы, как снегопад, поэт раскрывает главную тайну времени – относительность его течения: “с ленью той или с той же быстротой?”. Вечное, непрерывное движение снега, создаваемое Динамическим повтором “Снег идет”, становится символом времени, которое невозможно остановить даже на мгновение.

Пастернак непостижимым образом гармонично соединяет в стихотворении мимолетность с вечностью: есть конкретные временные указатели (“промежуток краткий”, святки, Новый год), и есть вечное движение времени – “Может быть, проходит время, Может быть, за годом год”. Видя жизнь в подробностях и одновременно схватывая общий план, поэт сопрягает конкретное (цветы герани, ступени лестницы) и бесконечное (небосвод, бег времени). Смело смешивая быт и бытие, Пастернак через простые, обыденные вещи выходит на уровень Вселенной, уровень вечности.

Интересна звуковая организация стиха. Стихотворение состоит из 8 строф, имеющих разное количество строк: первые пять строф – четверостишия, шестая и восьмая строфы удлиняются на одну строку, седьмая строфа, напротив, укорочена до трех строк. Такое построение акцентирует внимание на размышлениях лирического героя о жизни и о времени. Для создания произведения Пастернак использовал Четырехстопный хорей и сочетание различных видов Рифмовки – Охватной (в первой, третьей, четвертой и пятой строфах) и Перекрестной (во второй строфе).

Аллитерация звуков с, г, б, т передает полет снежинок. Ассонанс звуков о, а, э придает произведению удивительную мелодичность и музыкальность.

Особая выразительность произведения достигается за счет разнообразия используемых Изобразительных средств : Метафор (к белым звездочкам в буране), Сравнений (словно с видом чудака), олицетворений (сходит наземь небосвод), Эпитетов (убеленный пешеход, удивленные растения, заплатанном салопе).

Стихотворение насыщено Фигурами поэтической речи. Рефрен “снег идет” передает падение тяжелых хлопьев, подчеркивая динамичность и бесконечность снегопада. Риторические вопросы в шестой и седьмой строфах, усиленные Анафорой “может быть”, акцентируют главную мысль стихотворения о быстротечности времени.

Пастернак использует также такие стилистические приемы, как Инверсию (“Снег идет, густой-густой”) и Антитезу (белый снег – черной лестницы ступени).

Пастернак сумел передать чувство ускользающего времени, незаметного приближения к повороту жизни, за которым начинается иная жизнь, иное бытие. На повороте “перекрестка” поэт призывает задуматься о своем направлении в движении жизни, ценить каждое прожитое мгновение в скоротечном беге времени.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Снег идет” анализ стихотворения Пастернака