Анализ стихотворения Пастернака Б. Л. “Быть знаменитым некрасиво”



Стихотворение Б. Л. Пастернака “Быть знаменитым некра­сиво” (1956) является одним из программных произведений в творчестве поэта. Его сюжет складывается из лаконичных формул, аккумулирующих взгляды автора на жизнь творче­ского человека. Высказанные в стихотворении принципы ав­тор одновременно относит и к себе, и к другим писателям. Б. Л. Пастернак рассуждает о внутренней глубине творческого акта, его самоцельности.

Ни слава, ни успех в чьих-либо гла­зах не связаны напрямую с качеством создаваемых произведе­ний. Художник слова лишь в глубине души может решить, достигнута ли та высота, к которой он стремился: “Цель твор­чества – самоотдача, А не шумиха, не успех”.

В третьей строфе стихотворения Б. Л. Пастернак подчер­кивает особое положение творческого человека во времени и пространстве. Одновременно с этим он формулирует еще один принцип, важный и необходимый для человека-творца: “Ус­лышать будущего зов”. Только тогда поэт сможет стать инте­ресным не только современнику, но и потомку.

Однако в этой строфе звучит еще и некий мистический мотив таинства,

ху­дожнику необходимо “привлечь к себе любовь пространства”.

По сути, мотив до конца останется непроясненным. Достаточ­но глубокая по философской наполненности метафора “лю­бовь пространства” может символизировать удачу, музу, при­несшую творческое озарение, и благоприятные жизненные обстоятельства (интересные встречи с людьми, природой). Но все равно речь здесь идет не о том, что он должен осознать свое место в мире.

В четвертой строфе автор рассуждает о сопряжении жиз­ненного и творческого пути, в котором второй оказывается важнее, объемнее первого, ибо включает, поглощает его, “от­черкивая на полях”.

Будучи поэтом-философом, Б. Л. Пастернак призывает учиться у природы. Его лирический герой способен, не боясь будущего, “окунаться в неизвестность”, подобно тому, как прячется местность в туман.

Б. Л. Пастернак пишет о необходимости для талантливого человека не упиваться победами, а соблюдать личную скром­ность по отношению к своим успехам. Ведь главное – повес­ти за собой других людей, которые и решат, кто в истории удостоится славы, а кого ждет забвение. Б. Л. Пастернак на личном примере учит не кривить душой, не замыкаться на своих переживаниях, сохранять живой интерес к окружающе­му миру, любить жизнь до самого последнего часа.

Тема на­значения поэта и поэзии является глубоко прописанной в рус­ской классической поэтической традиции.

В этой связи стихотворение Б. Л. Пастернака “Быть знаме­нитым некрасиво” творчески продолжает ее. Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Все семь строф его связаны перекрестной рифмовкой. При этом чередуются женская и мужская рифмы.

В стихотворении широко используются изо­бразительно-выразительные средства языка: фразеологизмы (“притча на устах у всех”, “за пядью пять”), антитеза (“пораженья” – “победы”), а также прием подчеркивания вертикаль­ных координат художественного пространства (“подымает ввысь”, “окунаться в неизвестность”), этот композиционный прием восходит к тютчевской поэтической традиции и характе­рен для медитативной лирики в целом. Основным эпитетом яв­ляется эпитет “живой”, усиленный в заключительной строфе троекратным повтором. Таким образом, очевидно. Б. Л. Пастер­нак видит смысл жизни в самой жизни, в том, чтобы прожить ее честно и открыто.

Неслучайно в стихотворении так часто встречаются слова “надо”, “должен”, “не должен”.

Глоссарий:

– быть знаменитым некрасиво анализ

– анализ стихотворения пастернака быть знаменитым некрасиво

– анализ стихотворения пастернака

– пастернак быть знаменитым некрасиво анализ

– анализ стихотворения быть знаменитым некрасиво


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Анализ стихотворения Пастернака Б. Л. “Быть знаменитым некрасиво”