“Прощанье” анализ стихотворения Некрасова
История создания
Стихотворение “Прощанье” было написано Некрасовым 28 февраля 1856 г. и при жизни поэта не печаталось. Оно было найдено и опубликовано К. И. Чуковским лишь в 1931 г. Однако же своим друзьям и соратникам автор это произведение читал, они его помнили наизусть, а Н. Г. Чернышевский числил его среди своих любимых, о чем в том же 1931 г. К. И. Чуковскому успела сообщить О. С. Чернышевская (вдова ближайшего сотрудника и соратника поэта).
“Прощанье” обращено к А. Я. Панаевой, гражданской жене Некрасова, сюжет стихотворения –
Тяжело переживая семейные неурядицы, Некрасов и Панаева часто расставались, как думали, навсегда, разъезжаясь на месяцы, но всегда соединялись снова. Оба обладали непростыми характерами, были резкими и ревнивыми, но обоим нужны были эмоциональные встряски. Если бы не глубокие душевные переживания, не родились бы стихотворения, впоследствии объединенные в “панаевский цикл”.
В одно из расставаний и написано стихотворение “Прощанье”.
Литературное направление и жанр
Интимная лирика поэта-реалиста
Может быть, поэтому Некрасов и не опубликовал “Прощанье”.
Тема, основная мысль и композиция
Тема – тяжесть разлуки для людей, которые не могут жить друг без друга и не могут жить друг с другом. Основная мысль: жизнь оказывается даже еще сложней, чем кажется. Этой мысли подчинена композиция лирического сюжета. В экспозиции заявлена идея бытия как пути, который лирический герой, согласно бытовому стереотипу, должен пройти со спутницей жизни.
Завязка – расставание на полпути, а все развитие действия – мучительное переживание разлуки. Парадоксальная кульминация: вместо напряжения всех сил – полное обессиление (“даже плакать нету силы”). Услужливый бытовой стереотип опять подсказывает выход: писать друг другу письма.
Но неизбежна трагическая развязка – духовная смерть лирического героя в разлуке с любимой, а письма – лишь цветы на могилу умершего сердца.
Тропы и образы
Три тропа на девять строк – гармоническое соотношение, ставящее именно тропы в центр лирического сюжета, они – его скрепы. Разошлись на полпути – общеязыковая метафора, своей избитостью подчеркивающая очевидность представления о жизни как пути. Письма святы, как цветы с могилы, – напротив, неожиданное сравнение.
Образ непоправимого отчаяния разлуки, которое не утешат никакие письма – метафора могила сердца моего. Лирический герой похоронил свою любовь в сердце, даже само сердце умерло для любви. Письма только напомнят о былом, разбередят душу, но это “милое” волнение.
В стихотворении всего два эпитета, и оба они относятся к одному, но главному слову “прости”: оно последнее и роковое.
В стихотворении дважды повторяется слово могила. Это углубление образа, который читатель в первый раз воспринимает как земную могилу, а второй раз – как душевную пустоту.
Повторение однокоренных слов “разлучились до разлуки” усиливает трагизм, заставляет вспомнить несостоявшуюся для Некрасова и Панаевой формулу венчания “Только смерть разлучит нас”.
Размер и рифмовка
Стихотворение состоит из 9 строк и может считаться одной строфой, но рифмовка не совпадает с традиционной спенсеровой строфой (девятистишьем). Рифмовка стихотворения – аББаВгВВг – самобытная некрасовская.