“Июль” анализ стихотворения Пастернака

Стихотворение “Июль”, относящееся к Пейзажной лирике, было написано Борисом Пастернаком в 1956 году во время летнего отдыха в Переделкино. Оно ярко отражает характерную для позднего этапа творчества поэта направленность поэзии на восприятие и осмысление мира природы и мира человека как одного неразрывного целого.

Тема стихотворения совпадает с его названием: Пастернак красочно и образно, очень любовно описывает месяц, знаменующий середину лета. Основная идея заключается в показе красоты июля, искреннем восхищении поэта легкостью

и свежестью этого летнего месяца.

Композиционно состоящее из семи строф-четверостиший стихотворение имеет две части. Первая часть, включающая четыре катрена, по своей структуре и содержанию близка к такому роду фольклорного творчества, как Загадка. Введение не называющих прямо объект существительных – привиденье, домовой, призрак, двойник – создает атмосферу таинственности, заставляющую гадать: кто же этот загадочный персонаж?

Насыщенность глаголами действия при отсутствии прилагательных и местоимений подчеркивает динамичность

образа этого пришельца: болтается, крадется, срывает, вбегает, взвивается.

Во второй части стихотворения поэт называет имя гостя – июль. Ведущим изобразительным и поэтическим средством в создании Образа июля выступают развернутые Олицетворения – именно они позволяют одухотворить летний месяц, создать его “очеловеченный” образ. Поэт называет июль и домовым, и баловником-невежей, и растрепой, и дачником-отпускником. “Очеловеченность” июля усиливается употреблением Просторечных слов (одежа, обтерши) и Нарочито разговорной лексики (таскающий, растрепа).

У весельчака-июля человеческий характер: он “везде болтается некстати”, громко разговаривает, “мешается во все дела”. Разнообразие ипостасей “приезжего жильца” передает всю гамму впечатлений, которые вызывает проказник у поэта. Автор с удовольствием уступает пространство – “целый дом” – своему гостю, подвижному и непредсказуемому озорнику-июлю, с легкостью нарушающему общепринятые скучные правила.

Стихотворение отличают выразительные и яркие Зрительные образы (“вбегает в вихре сквозняка”, “взвивается до потолка”), подкрепляемые Слуховыми (“все громко говорящий вслух”) образами.

“Июль” написан классическим размером – Четырехстопным ямбом, придающим мелодичность стихотворению. Поэт использовал для написания Перекрестную рифмовку. Неточные рифмы (одеже – вхожий, невежа – приезжий, привиденье – тени) соседствуют с необычными (растрепа – укропа, роздых – воздух, некстати – кровати), создавая удивительно легкое и озорное настроение.

Среди изобразительных средств, создающих яркий и точный образ июля, главную роль играют Олицетворения (домовой, дачник-отпускник). Поэт также вводит в стихотворение точные Эпитеты (июльский воздух луговой, недолгий роздых, целый дом, степной нечесаный растрепа) и Сравнение (“и с занавеской, как с танцоршей”).

Щедро награжденный “вечным детством”, Пастернак мастерски “видит” и чувствует поэзию в привычных природных явлениях, виртуозно “оживляя” июль.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Июль” анализ стихотворения Пастернака