Анализ стихотворения Маяковского В. В. “Стихи о советском паспорте”



В. В. Маяковский с гордостью носил звание гражданина молодой Советской страны. В “Стихах о советском паспорте” патриотическое чувство поэта достигает максимальной концентрации. В центре сюжета стихотворения – обыденная на первый взгляд, ситуация: проверка паспортов при пересече­нии границы, но она вскоре вырастает в величественный гимн любимой отчизне.

Необычайно выразительным получился у В. В. Маяковско­го образ “учтивого” господина чиновника, проверяющего паспорта. Он меняет свои лики, как уж на сковородке: то ста­новится

чрезмерно услужливым, то высокомерно застывает “в тупой полицейской слоновости”. В. В. Маяковский подчерки­вает, что каждый паспорт на мировой арене – не просто не­обходимый бюрократический документ, но и важнейший сим­вол определенной страны, ее державной мощи и силы капиталов или наоборот слабости, которая, как в зеркале, от­ражается в отношении к гражданам.

Плавное развитие сюжетной линии постепенно достигает кульминационного момента – наивысшего накала страстей;

И вдруг,

как будто

ожогом,

рот

скривило

господину.

Это

господин чиновник

берет

мою

краснокожую

паспортину.

Далее блестящим каскадом метких развернутых сравнений В. В. Маяковский описывает ту эмоциональную бурю, кото­рую вызывает советский паспорт у чопорного чиновника. Ритм стиха становится более четким, словно мы слышим уча­щенное биение сердца господина. Аллитерации “б” и “р” в этом отрывке сообщают повествованию дополнительную экс­прессию.

Эту же функцию выполняет гиперболизированный образ змеи, которую выразительно характеризует эпитет-неологизм “двухметроворостая”.

Затем художественное пространство расширяется: мы ви­дим уже несколько действующих лиц. Их реакция на паспорт мгновенно обнажает классовые противоречия во внешне бла­гополучном капиталистическом обществе: хранители порядка – сыщик и жандарм – настороженно переглядываются. Они словно чувствуют зловещую опасность, исходящую от “молоткастого”, “серпастого” паспорта.

Носильщик же, предста­витель рабочих низов, многозначительно подмигивает вла­дельцу “пурпурной книжицы”, проявляя тем самым чувство интернациональной солидарности.

Поэзия В. В. Маяковского тесно связана с драматургией. Перед нами словно разворачивается сцена театрального дей­ствия. Герои стихотворения изображены настолько ярко и выразительно, что буквально ощущаются читателем.

Их мет­кие и лаконичные характеристики долго сохраняются в па­мяти, потому что в них воплощены особенности реальных людей.

В. В. Маяковского не назовешь щедрым на цветовые эпитеты поэтом, но он умело использует цветопись как средство художественной выразительности. В стихотворе­нии всего два цветовых эпитета. Оба они подчеркивают красный цвет обложки паспорта, который в контексте всего произведения воспринимается также и как цвет революци­онного знамени.

Повтор фрагмента о бюрократизме в начале и почти в самом конце произведения придает ему композиционную стройность и подготавливает его заключительную часть, в которой лирический герой говорит о своей гражданской гор­дости. Стих в финале становится максимально размеренным. Ритм его меняется, слегка замедляется, и последняя фраза звучит очень торжественно и фундаментально:

Читайте,

завидуйте,

я – гражданин Советского Союза.

Даже сейчас, уже спустя почти столетие, когда изменился и герб, и флаг, а государство вернулось к прежнему (с небольши­ми изменениями) названию “Россия”, энергетический импульс, который несут в себе эти стихи, огромен, и их воспитательное значение не иссякло. Это достойный ответ гордого человека и гражданина, истинного патриота любителям пресмыкаться пе­ред иностранщиной во всех ее видах и проявлениях.

Легко и приятно быть патриотом державы, которую ува­жают на мировой арене, где высок уровень жизни населе­ния, где благополучие и процветание гарантировано всем жителям. Но родину не выбирают. В конце двадцатых годов XX века, когда создавались эти стихи, Советский Союз не был еще мощной державой. Этот образ жил лишь в мечтах и планах его граждан.

Разрушенная войнами и революци­онными потрясениями экономика отставала от мировой на десятки лет. Страна еще не оправилась от голода и граж­данской войны. Но В. В. Маяковский видел далеко вперед: он осознавал глубинные возможности новых социальных отношений и верил в светлое будущее своей отчизны.

Глоссарий:

– стихи о советском паспорте анализ

– стихи о советском паспорте маяковский анализ

– анализ стихотворения маяковского стихи о советском паспорте

– анализ стихотворения Стихи о советском паспорте

– маяковский стихи о советском паспорте анализ


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Маяковского В. В. “Стихи о советском паспорте”