Анализ “Стихи о советском паспорте” Маяковского В. В

“Стихи о советском паспорте”
В. В. Маяковский с гордостью носил звание гражданина молодой Советской страны. В “Стихах о советском паспорте” патриотическое чувство поэта достигает максимальной концентрации. В центре сюжета стихотворения – обыденная на первый взгляд, ситуация: проверка паспортов при пересечении границы, но она вскоре вырастает в величественный гимн любимой отчизне.
Необычайно выразительным получился у В. В. Маяковского образ “учтивого” господина чиновника, проверяющего паспорта. Он меняет свои

лики, как уж на сковородке: то становится чрезмерно услужливым, то высокомерно застывает “в тупой полицейской слоновости”. В. В. Маяковский подчеркивает, что каждый паспорт на мировой арене – не просто необходимый бюрократический документ, но и важнейший символ определенной страны, ее державной мощи и силы капиталов или наоборот слабости, которая, как в зеркале, отражается в отношении к гражданам.
Плавное развитие сюжетной линии постепенно достигает кульминационного момента – наивысшего накала страстей:
И вдруг,
как будто
ожогом,
рот
Скривило
господину.
Это
господин чиновник
/> берет
Мою
краснокожую паспортину.

Далее блестящим каскадом метких развернутых сравнений В. В. Маяковский описывает ту эмоциональную бурю, которую вызывает советский паспорт у чопорного чиновника. Ритм стиха становится более четким, словно мы слышим учащенное биение сердца господина. Аллитерации “б” и “р” в этом отрывке сообщают повествованию дополнительную экспрессию.

Эту же функцию выполняет гиперболизированный образ змеи, которую выразительно характеризует эпитет-неологизм “двухметроворостая”.
Затем художественное пространство расширяется: мы видим уже несколько действующих лиц. Их реакция на паспорт мгновенно обнажает классовые противоречия во внешне благополучном капиталистическом обществе: хранители порядка — сыщик и жандарм – настороженно переглядываются. Они словно чувствуют зловещую опасность, исходящую от “мо-лоткастого”, “серпастого” паспорта.

Носильщик же, представитель рабочих низов, многозначительно подмигивает владельцу “пурпурной книжицы”, проявляя тем самым чувство интернациональной солидарности.
Поэзия В. В. Маяковского тесно связана с драматургией. Перед нами словно разворачивается сцена театрального действия. Герои стихотворения изображены настолько ярко и выразительно, что буквально ощущаются читателем.

Их меткие и лаконичные характеристики долго сохраняются в памяти, потому что в них воплощены особенности реальных людей.
В. В. Маяковского не назовешь щедрым на цветовые эпитеты поэтом, но он умело использует цветопись как средство художественной выразительности. В стихотворении всего два цветовых эпитета. Оба они подчеркивают красный цвет обложки паспорта, который в контексте всего произведения воспринимается также и как цвет революционного знамени.
Повтор фрагмента о бюрократизме в начале и почти в самом конце произведения придает ему композиционную стройность и подготавливает его заключительную часть, в которой лирический герой говорит о своей гражданской гордости. Стих в финале становится максимально размеренным. Ритм его меняется, слегка замедляется, и последняя фраза звучит очень торжественно и фундаментально:
Читайте,
завидуйте,
я – гражданин Советского Союза.
Даже сейчас, уже спустя почти столетие, когда изменился и герб, и флаг, а государство вернулось к прежнему (с небольшими изменениями) названию “Россия”, энергетический импульс, который несут в себе эти стихи, огромен, и их воспитательное значение не иссякло. Это достойный ответ гордого человека и гражданина, истинного патриота любителям пресмыкаться перед иностранщиной во всех ее видах и проявлениях.
Легко и приятно быть патриотом державы, которую уважают на мировой арене, где высок уровень жизни населения, где благополучие и процветание гарантировано всем жителям. Но родину не выбирают. В конце двадцатых годов XX века, когда создавались эти стихи, Советский Союз не был еще мощной державой. Этот образ жил лишь в мечтах и планах его граждан.

Разрушенная войнами и революционными потрясениями экономика отставала от мировой на десятки лет. Страна еще не оправилась от голода и гражданской войны. Но В. В. Маяковский видел далеко вперед: он осознавал глубинные возможности новых социальных отношений и верил в светлое будущее своей отчизны.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ “Стихи о советском паспорте” Маяковского В. В