Анализ стихотворения Маяковского «Птичка божия»

Лирический субъект позднего Маяковского считает по-прежнему актуальной проблему предназначения художественного слова. В стихотворении «Мрачное о юмористах» он критикует собратьев по цеху за несерьезные, мелкие и устаревшие темы. Вывод героя беспощаден: современный сатирик «обеззубел» и «обэстетился».

Призывая к перу по-настоящему «бодрых задир», автор рекомендует высмеивать приспособленцев, паразитирующих «на труде, на коммунизме».

Обличительный слог полководца стихотворного фронта не щадит и поэта-лирика,

главного персонажа «Птички божией», датированной осенью 1929 г. Визит возвышенного служителя муз к пролетарскому поэту стал формальным поводом для гневной критики не только творчества отдельного автора, но и трактовки предмета искусства в целом.

Стихотворение открывается сценой встречи энергичного и деловитого хозяина-литератора и смущенного манерного гостя, которого сначала принимают за читателя. Узнав род занятий визитера, бесцеремонный хозяин мгновенно «приклеивает» на пришедшего первый из ярлыков — «пижон». Впрочем, первоначальная оценка не является окончательной, и лирический

герой дает собеседнику шанс исправить впечатление.

Он ждет от новичка актуальных тем, «вихря идей» и «новостей вагон», которые воплотились в строчки «грозного боевого марша».

Коллега не оправдывает ожиданий маститого литератора: он начинает «поэта корчить». Отвлеченная пейзажная тематика, плавные медитативные интонации — такие стихи не могут устроить героя Маяковского. Для передачи авторской иронии привлекаются разнообразные средства: эпитеты, искаженные галлицизмы, неологизмы, сравнения. Все они призваны снизить образ персонажа, выставить его личность и творчество в смешном свете.

Самые необычные из тропов — пара оригинальных глаголов «тинтидликал» и «дундудел», «собранные» автором из звуков музыкальных инструментов.

Хозяин резко обрывает речь писателя-«тюльпана», стукнув по столу «лапой». Он награждает гостя следующей серией ярлыков, на этот раз связанных с образами небольших певчих птиц. Лирик предстает в гиперболизированном образе птицы размером с человека, напоминающем современную ростовую куклу.

В финальном эпизоде пролетарский поэт объясняет причины своего возмущения: действительность не нуждается в традиционной лирической проблематике, ей необходимы «марш и лозунг». Антитеза асоциального и социального искусства выражается яркой метафорой, в которой первая разновидность уподобляется торту, вторая — хлебу.


Анализ стихотворения Маяковского «Птичка божия»