Анализ стихотворения Маяковского “Тамара и демон”

Автор, охотно поддерживавший репутацию поэтического нигилиста, обращается к известной романтической теме демонианы, которая в русской традиции связана прежде всего с лермонтовским наследием. На демонстративный характер интертекстуальных связей указывает название произведения 1924 г.

С первых строк проявляется особая позиция лирического героя, для характеристики которой больше подходит слово “поза” – нарочито панибратская, уверенная и беспардонная, балансирующая на грани художественного вкуса.

Кажется, что для лирического

субъекта не существует преград и авторитетов. Едва ступив на кавказскую землю, он избирает первый предмет для своих нападок – воды знаменитого Терека. Интересно символическое наполнение природного образа: в Тереке герой видит один из атрибутов отрицаемого прошлого и объект поклонения женоподобных, склонных к истерикам поэтов.

Запоминающийся жест, когда палка гостя неучтиво пронзает бурный поток, трактуется как действие, направленное на попрание исторических авторитетов, а также намекает на сексуальный подтекст эпатирующего поведения.

Однако магия “красоты нетроганой”, свойственная

культовому для русской лирики месту, берет свое. С язвительным, заносчивым и неисправимым бунтарем происходит удивительная метаморфоза: он цепенеет, будто в гипнозе, и осознает ничтожность “славы, рецензий, диспутов”. Истинному творцу необходимо черпать вдохновение здесь, среди “дикости и выступов”, а не в шумных московских редакциях, погрязших в бюрократии и мелких интригах.

Прибегая к оригинальной форме и художественной манере, Маяковский вносит свою версию в трактовку вечной темы предназначения поэтического дара. Момент неожиданного прозрения – кульминация, своеобразная вершина сюжета, подобная горным хребтам, между которых протекает загадочный и притягательный Терек.

Дальнейшее лирическое повествование вновь “сползает” в область, изобилующую балаганными деталями в духе народной смеховой культуры. Поскольку герой решает осесть на новом месте, он знакомится со здешними обитателями – царицей Тамарой, Демоном и Лермонтовым. Молодой и нахальный поэт, олицетворяющий современность, быстро становится хозяином положения: он сближается с прекрасной грузинкой, изгоняет “староватого” духа тьмы, приглашает в гости классика, попутно разжалованного в гусары.

В основе структуры трех культовых образов лежит прием снижения, впитавший традиции фольклорного театра и характерный для пародийно-сатирического метода Маяковского.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Маяковского “Тамара и демон”