Анализ стихотворения Маяковского “Приказ по армии искусства”

Стихотворение-манифест Маяковского “Приказ по армии искусства” впервые было опубликовано в 1918 году еженедельной газетой “Искусство коммуны” в виде передовицы. Страницы издания, выходившего в свет в период с декабря 1918 по апрель 1919, активно использовались приверженцами футуризма для пропаганды своих взглядов на творчество и окружающую реальность. В произведении Владимира Владимировича перед читателями предстает образ строительства новой жизни в стране, где не так давно к власти пришла партия большевиков во главе с Лениным.

Одна

из ключевых тем стихотворения, поданная намеренно плакатно, лозунгово, – обретение новой правды. В государстве, победившем самодержавие, должно все кардинально поменяться. Людям необходимо навсегда избавиться от устаревшего нравственного, эмоционального содержания жизни. В “Приказе по армии искусства” предлагается “из сердца старое вытереть”.

Маяковский активно пользуется терминологией художников, провозглашая улицы кистями, площади – палитрами. В переходный период человек должен представлять собой чистое полотно, вскоре на его сердце будет запечатлен новый образ жизни. В качестве

художников поэт предлагает некую группу футуристов-революционеров.

В стихотворении она фактически заменяет лирического героя.

В “Приказе по армии искусства” выражается готовность подчинить армейской дисциплине то, что в теории всегда должно оставаться свободным, – творчество. Владимир Владимирович призывает тех, кто имеет отношение к литературе, музыке, театру, кино и так далее, выйти на “баррикады сердец и душ”, принеся на улицы барабаны и рояли. По его мнению, искусству следует двигаться в авангарде трудовых и военных армий, обгоняя даже вождей революции. Он искренне считает, что “все совдепы” не смогут сдвинуть войска, “если марш не дадут музыканты”.

При этом выбранный поэтом жанр – приказ – подразумевает отсутствие возможности ослушания. Новое искусство, по мысли Маяковского, рождается на площадях и улицах. Соответственно, его стоит считать коллективным. Здесь появляется переосмысление важных положений символистской эстетики.

В частности, речь идет об идеях Вячеслава Иванова, касающихся соборного и теургического искусства.

В 1921 году Маяковский написал продолжение – “Приказ № 2 по армии искусства”. В нем поэт призывает дать новое искусство, способное “выволочь республику из грязи”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Маяковского “Приказ по армии искусства”