Образы бабы Палажки и бабы Прасковьи
Иван Нечуй-Левицкий посвятил этим колоритным образам – бабе Палажке ее вечной сопернице бабе Прасковье – отдельные рассказы, юмористическая струя в названиях которых, наверное, привлечет читателя и заставит прочитать их на досуге: “Благословите бабу Палажку скоропостижно умереть” и “Нельзя бабе Прасковье удержаться на селе”. “Кайдашева семья” хотя и весело читается, но это печальная повесть о судьбе украинского села второй половины ХІХ ст., это горькая правда о губительности эгоизма и злости, о худших сторонах нашего
С уверенностью можно утверждать, что сама Божья милость, сама Божья благодать подарила Украине этого прозаика, как незадолго перед этим, снова же
Как вам уже известно, композиция (построение) художественного произведения состоит из сюжетных элементов (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка) и внесюжетных (портрет, диалог, монолог, пейзаж, интерьер, экстерьер, авторское отступление, название произведения, эпиграф, посвящение, вставные эпизоды). Одной из ярчайший композиционных особенностей повести И. Нечуя-Левицкого “Кайдашева семья” является нагнетание эпизодов и сцен ссор, благодаря чему достигается напряженность в развитии событий, четко очерчивается характер конфликта.
Именно диалоги сыграют чуть ли не основную композиционную роль в произведении – они “двигают” сюжет, раскрывают психику героев. Эти сцены изображены в юмористически-сатирическом духе.
Вспомните конфликты Кайдашей из-за мелочей: мотовило, яйца, курица, кружка, петух, кабан, груша. Последствия этих ссор ужасны, ведь они приводят к нарушению извечных этических норм народной морали: сын (Карп) поднимает руку на отца, гонится с палкой за матерью, а потом загоняет в ставок, готов ударить ее, но останавливается, так как “не так жаль матери, как сапог”. Мотря выбивает Кайдашихе глаз…
Содержание и форма произведения тогда гармонично объединены, когда читатель не замечает в нем элементов композиции, когда в тексте органически чередуются между собой комическое и драматическое, а кроме того, присутствует главнейший нерв любого стиля – лирика. “В реалистической иронии “Кайдашевой семьи” лирике необходимо было появляться в промежутках между наиболее горячими зонами сюжета, когда ощущалось, что “сварливое” настроение вот-вот станет показывать признаки усталости. Большие резервы для писателя здесь таились в образе Лаврина и его будущей жены Мелашки”. Эпизод, в котором Лаврин впервые увидел Мелашку, наполнен светлым и нежным, юноша ощутил, “что она будто осветила всю его душу, осветила густую тень под вербой, будто солнцем, и побежала на горку звездой… Без Мелашки ему стал мир немил…
Как только наступал вечер, как только высыпали звезды на небе, его тянуло в Биевцы… Ему казалось, что его несут крылья.
Всю дорогу то свирель его играла, то песня будто сама пелась”. Интересно, что “Кайдашева семья” имеет две версии финала-развязки. По первой версии – дело с грушей не закончилось: она разрасталась вширь и вверх, родила очень густо, беся и взрослых, и маленьких Кайдашей. По второй: “Дело с грушей кончилось неожиданно.
Груша засохла, и две семьи помирились. В обеих усадьбах настал мир”. Литературовед С. Ефремов отбросила оба варианта: он считал, что дело не в груше, а в социальных причинах, в писательском умении или неумении психологически обосновывать причины.