Анализ стихотворения Маяковского “Ханжа”

Обличение пороков членов нового общества – задача, провозглашаемая в произведениях Маяковского 1928-29 гг. Галерею сатирических персонажей пополнили образы труса и подлизы из одноименных стихотворений. Они построены по классическим законам гротеска. Норовящий “уйти в воротник” трус наделяется фантастическим “ухом в метр”.

Оно необходимо, чтобы услышать мнение любого из начальственных “тузов”. У подлизы до огромных размеров – “на метров тридцать” – вырастает язык. С его помощью, путем “нежного способа обхожденья”,

подхалим зарабатывает себе очередной чин.

Оба социальных явления расцениваются автором как “издевательство над демократией” – случаи безусловно отрицательные, подлежащие порицанию.

Очередным недостатком, находящимся в центре сатирического прицела, становится лицемерие. Главный персонаж “Ханжи” 1928 г. – гражданин Васюткин, внешний облик которого соответствует характеристике примерного христианина. Напускная вера не мешает набожному герою лгать, воровать, брать взятки, проявлять равнодушие и трусость.

Закончив рабочий день, Васюткин пьянствует, выбрав себе в собутыльники человека со схожей жизненной позицией, “попа пунцоворожего”.

В семейном быту поведение Васюткина не менее отвратительно: он бьет детей и жену. Все неблаговидные действия лицемер привык комментировать поговорками, которые транслируют присутствие Божьего промысла на разнообразные стороны мещанской жизни. Характеристику персонажа дополняет лексика с отрицательными коннотациями: “в сале”, “разжиревши”, “нагоняя жир”.

Создавая отталкивающий образ святоши, автор аккумулирует в тексте с десяток вариантов идиом, в которых упоминается имя Бога. Большинство из них звучит из уст Васюткина. Несоответствие между смыслом устойчивой конструкции и действиями героя каждый раз обращает внимание читателя на истинную натуру вора и семейного тирана.

Последнее сравнение – “как у Христа за пазухой” – подытоживает серию обличающих миниатюр из жизни персонажа.

В финальном эпизоде, содержащем авторское обобщение, о двуличии подобных Васюткиных говорится во множественном числе. Поэта тревожит размах негативного явления. Уверенные в своей правоте, “всероссийские ханжи” живут спокойной сытой жизнью.

На их комфорт мало повлияли даже политические трансформации: обыватели подобного сорта быстро приспосабливаются к новой реальности.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Маяковского “Ханжа”