Анализ стихотворения Ахматовой «Песня о песне»
Тема поэтического дара входит в число важнейших и получает развитие еще в период раннего творчества Ахматовой. Автор создает оригинальный образ «Музы-сестры» или любимой подруги. Милая покровительница с ясным и ярким взором кажется простой, подобной земным девушкам: в произведении » Муза ушла по дороге…» крупный план изображения захватывает смуглые ноги богини, мокрые от осенней росы. Однако несомненна и мощь ее высокой силы, перед которой меркнут слава, молодость и свобода.
Таинственная власть загадочной гостьи заставляет
Отдельные детали творческого процесса нашли отражение в произведении 1916 г. Приход и воздействие вдохновения, преображающего жизненные впечатления поэта в художественный текст, — этой теме посвящены первые два катрена стихотворения. Лирическая героиня сравнивает силу творческого волнения с обжигающим порывом «ветерка студеного». Еще одно сравнение указывает на результат таинственного действа: его итогом становится «слеза соленая», которая порождает грусть в сердце — легкую, но незабываемую.
Третий катрен насыщен
Впервые в русской традиции классический образ поэта, сеятеля или жнеца, переосмысливается в рамках гендерных установок: за героиней идет «рать» поклонниц и последовательниц. Тема перекликается с содержанием остроумной ахматовской эпиграммы, где полушутливо обозначена одна из заслуг автора: «Я научила женщин говорить».
Мотив молитвы, первоначально обозначенный обращением к божественной силе, развивается в финальном катрене. Здесь лирическое «я» опирается на другую библейскую аллюзию, связанную со священной природой слова, которое бессмертнее любви. Героиня, наделенная высоким даром словотворчества, желает вознести благодарность Богу — за красоту дольнего мира и драгоценный талант.
Сокровенная суть поэтического ремесла раскрывается в стихотворении » Творчество», отделенном от анализируемого текста двумя десятками лет. В нем также подчеркивается внеземная природа процесса, трактуемого как письмо под диктовку неведомых сил.
- Анализ стихотворения Ахматовой «Читатель» Авторская версия темы предназначения поэзии включает ориентацию на читательское восприятие в число обязательных признаков идеального творческого процесса. В противном случае писательский труд теряет мотивацию и оказывается бессмысленным. Художественное произведение живет, пока продолжается диалог между его создателем и адресатом — такая мысль содержится в стихотворении «А в книгах я последнюю страницу…» Прочитанный и закрытый читателем том […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Песня мира» Произведение вошло в поэтический цикл «Слава миру», опубликованный в 1950 г. Выходу наиболее противоречивой части ахматовских творений предшествовали трагические события в жизни автора: спровоцированная советскими чиновниками травля в писательских кругах, арест сына и бывшего гражданского мужа. Отчаяние и страх за близких подвигли поэтессу совершить жест лояльности к сталинскому режиму — создать произведения в духе, традиционном […]...
- «Песня последней встречи» анализ стихотворения Ахматовой В смутное время, когда XIX век сменялся XX, в мире, находящемся в предчувствии глобальных потрясений, вспыхнула самая яркая в литературе новой эпохи женская поэзия — лирика Анны Ахматовой. Весной 1912 г. вышел ее первый сборник стихов «Вечер». Тираж был совсем небольшим — всего 300 экземпляров, но этого было достаточно, чтобы молодая поэтесса стала знаменитой. Критики […]...
- Анализ стихотворения «Я пришла к поэту в гости…» Ахматовой А. А «Я пришла к поэту в гости…» Стихотворение А. А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гости… » имеет автобиографическую основу: в одно из воскресений 1913 года А. А. Ахматова принесла А. А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: «Ахматовой — Блок». […]...
- Анализ стихотворения «Песня последней встречи» А. А. Ахматовой Произведение ранней лирики Ахматовой, «Песня…» отражает драматизм уже в своем названии. Используя Прием антитезы (противопоставления), Ахматова усиливает описываемые чувства лирической героини: «Так беспомощно грудь холодела, // Но шаги мои были легки». Здесь же излюбленные поэтессой «говорящие детали»: перчатка с левой руки, надетая на правую руку, передает ощущение психологического дискомфорта; это состояние усиливает некий ритмический сбой […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой А. А. «Я пришла к поэту в гости…» Стихотворение А. А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гости…» имеет автобиографическую основу: в одно из воскресений 1913 года А. А. Ахматова принесла А. А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: «Ахматовой — Блок». Первая строфа произведения тонко передает атмосферу этого […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Я гибель накликала милым «Я гибель накликала милым…» — стихотворение, входящее в сборник «Anno Domini MCMXXI». Написано оно осенью 1921 года, во времена, трудные для Ахматовой. В конце лета Анна Андреевна похоронила хорошего друга и величайшего поэта Серебряного века Блока. Практически сразу после его смерти стала известна еще одна ужасная новость — по обвинению в заговоре против советской власти […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Бессонница» В 1914 году свет увидел второй сборник Ахматовой «Четки», закрепивший за ней звание популярнейшей российской поэтессы начала двадцатого столетия. В книгу включено стихотворение «Бессонница». Произведение датировано 1912 годом. Главная его тема обозначена уже в названии. Лирическая героиня текста долгое время не может уснуть по ночам. В первых строках Ахматова при помощи буквально пары деталей создает […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Поэт» Произведение, написанное в 1959 г., является частью поэтического цикла «Тайны ремесла». Источники вдохновения, этапы творческого процесса, взаимоотношения с Музой и читателями — стихотворения, вошедшие в цикл, отражают личный опыт Ахматовой, захватывая четверть века ее сложной судьбы. Вместе с тем «Тайны ремесла» можно рассматривать как фрагмент интертекста, подытоживающий размышления о природе и предназначении дара художественного слова […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Я не любви твоей прошу В 1914 году известная поэтесса Анна Ахматова написала стихотворение «Я не любви твоей прошу…» . На фоне ряда других своих произведений — строки этого стихотворения выглядят несколько непритязательно. Однако, область искренних чувств, а также тема поэтического творчества — оба эти направления наглядно проявились в данном произведении поэтессы. Читая первые строки, становится ясно, что перед нами […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «А в книгах я последнюю страницу…» В число участников творческого процесса поэтесса включает образ читателя, который характеризуется намеренной недосказанностью и вариативностью. Чуткий и вдумчивый «неведомый друг», идеальное воплощение читательского интереса, дарует автору бесценную возможность ощутить «блаженнейший зной» плодотворной беседы, обогащающей обоих. В стихотворении 1943 г., созданном в период ташкентской эвакуации, лирическая героиня выступает в роли читательницы. Зачин открывается фразой, которая начинается […]...
- Анализ Стихотворения «Вакхическая песня» Стихотворение «Вакхическая песня». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Вакхическая песня» было написано А.С. Пушкиным в 1825 году, напечатано же — в сборнике 1826 года. Основная тема произведения — тема познания мира, торжества человеческого разума. Мы можем отнести его к философской лирике, жанр обозначен в самом названии, однако у Пушкина присутствуют здесь черты античного дифирамба. Стихотворение построено […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Данте» Образ великого итальянского поэта Данте Алигьери, оказавшего огромное влияние на мировую культуру, занимает важное место в творчестве Ахматовой. В стихотворении «Муза», написанном в 1924 году, упоминается «Ад» — первая часть «Божественной комедии». В последних строках произведения лирическая героиня спрашивает свою Музу, не она ли диктовала Данте «страницы Ада», и получает утвердительный ответ. Здесь важно употребление […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Здесь все то же, то же, что и прежде…» Произведение появилось весной 1912 г., которую молодые супруги Гумилевы провели в Италии. Интересно, что идейно-образное содержание анализируемого текста не связано с заграничными впечатлениями, а восходит к русскому фольклорному началу, тяготение к которому характерно для поэтического мировоззрения Ахматовой. Драматичный и лаконичный сюжет, нарочитая недосказанность, касающаяся предыстории лирической ситуации, — особенности, позволяющие выявить в тексте признаки балладного […]...
- Анализ стихотворения «Вечерние часы перед столом…» Ахматовой А. А «Вечерние часы перед столом…» В стихотворении «Вечерние часы перед столом…» А. А. Ахматова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лирическая героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впечатления, но при этом находится в таком душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах. Образ непоправимо белой страницы свидетельствует о глубине творческих мук и […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Приходи на меня посмотреть…» В 1912 году Ахматова написала небольшое стихотворение «Приходи на меня посмотреть…». Впоследствии оно дало название популярной российской мелодраме, поставленной по пьесе Надежды Птушкиной. Премьера ленты состоялась в 2001 году. Один из режиссеров картины — известный актер Олег Янковский. Ему же выпала честь сыграть главную мужскую роль. Образы центральных женских персонажей на экране воплотили Екатерина Васильева […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Я так молилась: Утоли В 1917 году в издательстве «Гиперборей» выходит третий сборник Ахматовой, получивший название «Белая стая». Он был выпущен в тяжелое для России время. По словам самой поэтессы, не находилось возможности переправить книгу в Москву, поэтому весь первый тираж разошелся в Петрограде. Кроме того, происходило массовое закрытие газет и журналов. Естественно, сборнику не удалось собрать сколь-нибудь значимой […]...
- Анализ стихотворения Некрасова «Песня Еремушке» Николай Некрасов не понаслышке знал о том, как тяжела жизнь русских крестьян. Он и сам в полной мере испытал, что значит голод и лишения, когда в 16 лет из-за разногласий с отцом решил покинуть родное поместье. Поэтому поэт искренне сочувствовал всем несчастным и обездоленным, пытаясь им помочь любыми доступными способами. Тем не менее, очень скоро […]...
- «Не с теми я, кто бросил землю…» анализ стихотворения Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю…» — одно из самых известных и цитируемых стихотворений Ахматовой, относящееся к гражданской лирике. Краткая история создания Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» датировано июлем 1922 года и входит в сборник «Anno Domini MCMXXI». Велика вероятность, что создавалось оно под впечатлением от событий, происходивших в то время […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту…» Тема назначения поэта и поэзии появляется уже в ранней лирике Ахматовой. Среди стихотворений, в которых она затронута, — «Нам свежесть слов и чувства простоту…». В произведении, написанном в 1915 году, мотив творчества рассматривается с опорой на пушкинские традиции. Анна Андреевна всегда с большим вниманием относилась к наследию Александра Сергеевича. Примерно с 1920-х годов поэтесса занялась […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Все отнято: и сила, и любовь…» Весной 1915 года Ахматова поселилась в Петербурге, в квартирке, расположенной на Пушкарской улице. Комната была сырая и темная, вскоре после переезда поэтесса заболела бронхитом. За ним последовал туберкулез, от которого Анне Андреевне пришлось лечиться в течение долгого времени. В октябре болезнь обострилась, и Ахматова отправилась в санаторий Хювинкяя. Там ее порой навещал супруг Николай Степанович […]...
- «Вакхическая песня» анализ стихотворения Пушкина Стихотворение «Вакхическая песня» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1825 году в его родовом имении Михайловское. Выдающийся поэт пребывал в ссылке и переживал не лучшие времена. В глухомани не было никаких развлечений, и лишь изредка Пушкина тайком посещали его друзья. Дружба всегда была для поэта ключевой ценностью. Именно этой теме и посвящено стихотворение «Вакхическая песня». […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «В Царском Селе» Три поэтических произведения составили небольшой цикл 1911 г. Его заглавие указывает на главную тему — память о любимом городе, в котором прошли годы детства и отрочества автора. Далекие воспоминания об ипподроме и ухоженных лошадях, упомянутых Ахматовой и в прозе, определяют образную структура зачина «По аллее проводят лошадок…» В художественном тексте выстраивается ряд, образованный приметами детства: […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Я сошла с ума, о мальчик странный…» Произведение вошло в дебютную книгу «Вечер», с интересом встреченную публикой. Целесообразнее рассмотреть его в контексте мотивов, характерных для иных стихотворных текстов сборника. В произведении «Любовь» представлены разные лики сильного чувства. Первая из метафор — змейка, свернувшаяся клубком у сердца лирического «я». Образ любви-змейки, обладающей ядовитым жалом, порождает сквозной мотив, который играет важную роль в анализируемом […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Зачем вы отравили воду…» Одно из проявлений высоких гуманистических традиций русской лирики — глубокая мысль о единстве судьбы поэта и гражданина. Содержание ахматовского творения 1935 г. демонстрирует преемственность классической темы. Произведение открывается рядом гневных риторических вопросов. В многочисленных прегрешениях обвиняется адресат — лирическое «вы». Показателен выбор тематики первых претензий. Стремясь к максимальным обобщениям и строгости, аскетичности стиля, автор обращается […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Как невеста, получаю…» В октябре 1915 года у Ахматовой обострился туберкулез, мучивший ее на протяжении долгого времени. Чтобы поправить здоровье, она уехала в санаторий Хювинкяя близ Гельсингфорса. Гумилев — супруг поэтессы — в тот период был на фронте, куда отправился добровольцем практически сразу после начала Первой мировой войны. Больную жену Николай Степанович поддерживал, как мог. Несколько раз он […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Разлука» В 1917 году издательство «Гиперборей» выпустило третий сборник Ахматовой, получивший название «Белая стая», достаточно солидным по тем временам тиражом в две тысячи экземпляров. Большая часть писавших о книге критиков акцентировала внимание на ее стилистическом отличии от предшествующих работ поэтессы — «Вечера» (1912) и «Четок» (1914). Например, Слонимский отмечал в лирике «Белой стаи» «новое углубленное восприятие […]...
- Анализ стихотворения Жуковского «Песня (Когда я был любим…)» Василий Жуковский женился довольно поздно, будучи уже 58-летним зрелым мужчиной. Свой отказ создавать семью поэт часто аргументировал тем, что на это у него попросту нет времени. Все дело в том, что Жуковский состоял придворным литератором при царском дворе и даже некоторое время занимал должность наставника будущего императора. Поэтому согласно этикету ему было предписано всегда и […]...
- Анализ стихотворения «Песенка» Ахматовой А. А Лирическая героиня этого стихотворения предстает на первый взгляд простой крестьянкой. Поэтому первые две строфы вызывают в памяти фольклорно-песенные традиции. Фольклорное начало подчеркнуто характерным приемом народной поэзии — смысловым параллелизмом — контрастом в первой строфе: «про любовь пою» — «лебеду полю». Восходит к народной поэтике и сама заданная ситуация — пение во время работы. Первая строфа […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой Вечером О чувствах женщин, как молодых, так и старых, не принято было говорить вслух. А если такого рода вещи и случались — это считалось всеми очень вульгарно и не красиво. Анна Ахматова рассказала о том, что вообще может чувствовать женщина, и не важно какого она рода и представительница дворянского или самого обычного рода, или же она […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой Мне голос был. Он звал утешно Одно из знаменитых произведений, а именно стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» великой русской поэтессы Ахматовой Анны было написано в 1917 году. Первое, что нужно отметить, так это то, что Анна никогда не стремилась выложить в стихотворения свою душу, ей гораздо проще было создавать произведения на основе вымысла и своей фантазии, не вкладывая в […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Я пришла сюда, бездельница…» 22 апреля 1911 года произошло событие, ставшее знаковым для русской литературы. В редакции журнала «Аполлон» состоялось заседание Общества ревнителей художественного слова, на котором разрешили выступить начинающим поэтам. В их числе была молодая Ахматова. Среди прочитанных тогда Анной Андреевной стихотворений — «Я пришла сюда, бездельница…». Впоследствии оно было включено в ее дебютный сборник «Вечер». Книга, изданная […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Смятение» В 1914 году Ахматова выпустила свой второй поэтический сборник «Четки». Тираж по тем временам считался весьма внушительным — 1000 экземпляров. В следующие девять лет книга переиздавалась еще восемь раз. Анна Андреевна стала необыкновенно популярна сразу после выхода дебютного сборника «Вечер» весной 1912 года. Публике пришлась по душе ее простая по форме и удивительно искренняя любовная […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Подвал памяти» Художественный текст, созданный в 1940 г., продолжает развитие многогранной темы памяти, ключевой для ахматовской поэтики. Стихотворению предпослан эпиграф из произведения Хлебникова «Жуть лесная». Поэтесса трансформирует детали, представленные в автобиографической поэме русского авангардиста и экспериментатора: яркий овеществленный образ «духовного подвала» и мотив спуска в него как путешествия во времени. Зачин открывается возражением лирической героини, будто продолжающей […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…» У каждого поэта в жизни наступает тот период, когда он начинает задумываться о собственном творчестве, переосмысливать его и искать ответ на один-единственный вопрос: для чего и кому все это нужно? Анна Ахматова в этом отношении не является исключением, и примером тому служит цикл из 10 произведений, объединенных общим названием «Тайны ремесла». Стихи, вошедшие в него, […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Клевета» В начале 1920-х годов свет увидел пятый ахматовский сборник «Anno Domini». В него было включено стихотворение «Клевета». В тексте слышатся отголоски трагедии, произошедшей в конце лета 1921 года. В августе Гумилев — первый супруг Анны Андреевны — был арестован. Его подозревали в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». За поэта пытались бороться […]...
- Анализ стихотворения А. А. Ахматовой «Нам свежесть чувств и мысли простоту…» Тема поэта и поэзии — одна из основных в творчестве Анны Ахматовой. В полной мере она проявилась в зрелом творчестве поэта. С возрастом Ахматова все больше и больше задумывалась над вопросами своего предназначения, природы поэтического таланта, своей судьбой. Но проблема поэта и поэзии всегда волновала Ахматову. На мой взгляд, она, как никто другой, раскрыла этот […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Как площади эти обширны…» Уже состоя в официальном браке с Гумилевым, Ахматова познакомилась с художником Борисом Васильевичем Анрепом. Их роман был страстным, но длился недолго. К тому же, встречаться удавалось довольно редко — постоянно мешали внешние обстоятельства. Окончательно прекратились отношения в 1917 году. Анрепу не понравились произошедшие в Российской империи политические перемены. В итоге им было принято решение эмигрировать […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…» Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…» было написано А. А. Ахматовой в 1912 году. Это размышления поэта о жизни и любви. Мы можем отнести произведение к любовной и философской лирике. В первой строфе лирическая героиня словно обозначает свою позицию: Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Многим» Стихотворение «Многим» датировано сентябрем 1922 года и относится к лирике на тему предназначения поэта и поэзии. В самом начале героиня произведения обозначает свой необычный статус. Себя она называет голосом толпы, жаром ее дыхания, отражением лица. Чтобы ни случилось, как бы ни было тяжело, отказа от возложенной миссии никогда не будет. В ахматовском тексте можно увидеть […]...