Анализ стихотворения Ахматовой “Подвал памяти”

Художественный текст, созданный в 1940 г., продолжает развитие многогранной темы памяти, ключевой для ахматовской поэтики. Стихотворению предпослан эпиграф из произведения Хлебникова “Жуть лесная”. Поэтесса трансформирует детали, представленные в автобиографической поэме русского авангардиста и экспериментатора: яркий овеществленный образ “духовного подвала” и мотив спуска в него как путешествия во времени.

Зачин открывается возражением лирической героини, будто продолжающей диалог с неведомым собеседником. Она отвергает

обвинения в склонности к депрессии и мучительным воспоминаниям. Следующее замечание похоже на жалобу: память, редкая гостья лирического “я”, проявляет коварство и “всегда морочит” свою хозяйку.

Центральный эпизод текста представляет процесс вспоминания, который уподобляется походу в подвал. Трудности начинаются с узкой лестницы: субъекту речи чудятся звуки “глухого обвала”, преградившего обратную дорогу. Фонарь, прихваченный с собой, оказывается ненадежным, чадит.

Мотив препятствий в пути осложняется тревожными предчувствиями: героиня уверена, что встретит врагов и начинает просить

о “милости”. Предмет просьбы остается неизвестным, поскольку поток мыслей неожиданно прерывается. Лирическое “я” оказывается в таинственном месте.

Новое художественное пространство не оправдывает мрачных ожиданий: в помещении “темно и тихо”, но не страшно. Путешественница не спешит наверх. Она осознает, что безнадежно опоздала на “праздник” прошлого, и даже указывает точное время увеселения – 30 лет назад.

Эта характеристика отсылает читателя к периоду богемной жизни начала XX в., причудливые персонажи которой не существуют в настоящем.

В эмоциональном восклицании, выражающем реакцию на опоздание, звучит не только досада, но ирония. Героиня не считает свой несвоевременный приход большой потерей. Словно нащупав прореху во времени “сквозь чад и тлен”, она рассматривает настенную живопись и чувствует тепло камина.

Но поражает экскурсантку другое – пара зеленых изумрудов. Сверкающие драгоценности на деле оказываются кошачьими глазами. Притягательный морок, наведенный насмешливой памятью, пропадает, и героиня вновь оказывается в настоящем.

Заключительная фраза, строфически выделенная из текста, выявляет негативные итоги неосторожного путешествия. Лишенная приюта, полубезумная, дезориентированная во времени – растерянная героиня не выдерживает опасной и запутанной игры.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Ахматовой “Подвал памяти”