Анализ стихотворения Ахматовой «Бессонница»

В 1914 году свет увидел второй сборник Ахматовой «Четки», закрепивший за ней звание популярнейшей российской поэтессы начала двадцатого столетия. В книгу включено стихотворение «Бессонница». Произведение датировано 1912 годом.

Главная его тема обозначена уже в названии. Лирическая героиня текста долгое время не может уснуть по ночам. В первых строках Ахматова при помощи буквально пары деталей создает нужную атмосферу.

Она сообщает о жалобном мяуканье кошек да о звуке шагов, слышащемся где-то вдали. Читатель ничего конкретного

не знает о месте, где происходит действие стихотворения. Тем не менее, уже после двух начальных строк у него есть возможность представить себя там.

В конце первого четверостишия — оксюморон, не лишенный грустной иронии. Здесь важно отметить — героиня к бессоннице обращается на «ты», как к старой доброй знакомой. Такое панибратство сразу же объясняется — нормальный здоровый сон не приходит на протяжении трех месяцев.

Вторая строфа начинается с риторического восклицания. Героиня приветствует бессонницу, ничуть не удивляясь ее появлению. Она называет постоянную гостью красавицей и беззаконницей

с неподвижным ликом и задает ей не требующий ответа вопрос: «…Разве плохо я тебе пою?».

Интересно, что Ахматова в стихотворении утаивает причины бессонницы. Читателю остается только самому догадываться, из-за чего не спится героине. В контексте раннего творчества поэтессы самый вероятный вариант, напрашивающийся сам собой, — из-за любви. В финальной части произведения появляются еще детали, позволяющие представить себе обстановку, в которой находится лирическая героиня, — занавешенные белой тканью окна, струящийся голубой полумрак.

Сразу перед глазами возникает уютная комнатка в деревенском доме. Возможно, стихотворение вдохновлено пребыванием Ахматовой в Слепнево — имении семейства Гумилевых, куда она нередко приезжала в период с 1911 по 1917 год.

В конце текста оказывается, что бессонница не приносит героине невероятных страданий. Более того — ей очень легко в компании незваной гости, ставшей постоянной, хотя она и не понимает, почему так происходит. В рассматриваемом тексте вообще больше вопросов, нежели ответов на них.

Обратите внимание на едва ли не главное средство художественной выразительности, используемое Ахматовой здесь, — это риторический вопрос. Поиск ответов Анна Андреевна оставляет на откуп читательской фантазии.


Анализ стихотворения Ахматовой «Бессонница»