Анализ стихотворения Ахматовой “Все отнято: и сила, и любовь…”
Весной 1915 года Ахматова поселилась в Петербурге, в квартирке, расположенной на Пушкарской улице. Комната была сырая и темная, вскоре после переезда поэтесса заболела бронхитом. За ним последовал туберкулез, от которого Анне Андреевне пришлось лечиться в течение долгого времени.
В октябре болезнь обострилась, и Ахматова отправилась в санаторий Хювинкяя. Там ее порой навещал супруг Николай Степанович Гумилев, чаще же от него приходили письма. При этом отношения их уже давно были далеки от идеальных – в частности, с обеих сторон случались
Иногда пессимистические настроения становились настолько сильны, что она всерьез думала о смерти. После лечения в санатории поэтесса вернулась в Северную столицу, где пошла на поправку. Летом 1916 года Ахматова уехала в Крым к родственникам. Именно там было написано стихотворение “Все отнято: и сила, и любовь…”.
В нем нашло отражение тяжелое состояние Анны Андреевны – как душевное, так и физическое. Лирическая героиня произведения больна, она чувствует, что кровь ее “уже совсем похолодела”. Недуг отнимает
Рассматриваемый текст входит в сборник “Белая стая”, опубликованный в сентябре 1917 года и ставший выражением продолжительного духовного кризиса Ахматовой, не в последнюю очередь связанного с кардинальными переменами в Российской империи. В стихотворении “Все отнято: и сила, и любовь…” лирическая героиня признается: “Веселой Музы нрав не узнаю…”. Муза – один из самых часто встречающихся персонажей ахматовской поэзии.
До “Белой стаи” она, как правило, изображалась “полной животворящих сил, душевно-радостной, открытой”. В анализируемом тексте та, что раньше приносила вдохновение, замолчала, изнемогла. Голова ее в темном венке склонилась на грудь героини, обессиленной болезнью.
В третьем и финальном четверостишии затрагивается тема предназначения поэта. Пока он жив, обязан писать. Героиня произведения пытается договориться с собственной совестью, которая “великой хочет дани”, из-за чего и беснуется.
Согласно важнейшему посылу стихотворения “Все отнято: и сила, и любовь…”, телесная болезнь, пусть и тяжелая, пусть и способная привести к смертельному исходу, не должна служить оправданием творческому упадку.
- “Все отнято: и сила, и любовь” (по творчеству А. Ахматовой) До Анны Ахматовой история знала много женщин-поэтесс, но только ей удалось стать женским голосом своего времени, женщиной-поэтом вечного, общечеловеческого значения. Возникает вопрос: “Что же значит любовь для женщины?”. Ответить на этот вопрос поможет образ лирической героини. Ахматова впервые в русской литературе явила в своем творчестве универсальный лирический характер женщины. Ее героиня – не окруженная бытом […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Любовь покоряет обманно Не секрет, что Анна Ахматова согласилась стать супругой поэта Николая Гумилева не из-за любви к своему избраннику, а из-за жалости и сострадания. Все дело в том, что этот молодой человек очень долго ухаживал за юной курсисткой, но на предложения о браке получал неизменный отказ. В итоге Гумилев предпринял несколько попыток самоубийства, которые, к счастью, оказались […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой Любовь Анна Ахматова, поэтесса писавшая стихи о земной любви. Ее искрение пронзительные строки о этом сложном чувстве наполняют всю ее жизнь. В то же время язык понятен любому, ведь каждый человек на Земле, хотя бы раз испытывал чувство любви. Одним из самых ярких примеров любовной лирики Анны Ахматовой является стихотворение ” Любовь”. Это произведение родилось в […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Как невеста, получаю…” В октябре 1915 года у Ахматовой обострился туберкулез, мучивший ее на протяжении долгого времени. Чтобы поправить здоровье, она уехала в санаторий Хювинкяя близ Гельсингфорса. Гумилев – супруг поэтессы – в тот период был на фронте, куда отправился добровольцем практически сразу после начала Первой мировой войны. Больную жену Николай Степанович поддерживал, как мог. Несколько раз он […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Как площади эти обширны…” Уже состоя в официальном браке с Гумилевым, Ахматова познакомилась с художником Борисом Васильевичем Анрепом. Их роман был страстным, но длился недолго. К тому же, встречаться удавалось довольно редко – постоянно мешали внешние обстоятельства. Окончательно прекратились отношения в 1917 году. Анрепу не понравились произошедшие в Российской империи политические перемены. В итоге им было принято решение эмигрировать […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой А. А. “Я пришла к поэту в гости…” Стихотворение А. А. Ахматовой “Я пришла к поэту в гости…” имеет автобиографическую основу: в одно из воскресений 1913 года А. А. Ахматова принесла А. А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: “Ахматовой – Блок”. Первая строфа произведения тонко передает атмосферу этого […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Я так молилась: Утоли В 1917 году в издательстве “Гиперборей” выходит третий сборник Ахматовой, получивший название “Белая стая”. Он был выпущен в тяжелое для России время. По словам самой поэтессы, не находилось возможности переправить книгу в Москву, поэтому весь первый тираж разошелся в Петрограде. Кроме того, происходило массовое закрытие газет и журналов. Естественно, сборнику не удалось собрать сколь-нибудь значимой […]...
- Анализ стихотворения “Я пришла к поэту в гости…” Ахматовой А. А “Я пришла к поэту в гости…” Стихотворение А. А. Ахматовой “Я пришла к поэту в гости… ” имеет автобиографическую основу: в одно из воскресений 1913 года А. А. Ахматова принесла А. А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: “Ахматовой – Блок”. […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Бессонница” В 1914 году свет увидел второй сборник Ахматовой “Четки”, закрепивший за ней звание популярнейшей российской поэтессы начала двадцатого столетия. В книгу включено стихотворение “Бессонница”. Произведение датировано 1912 годом. Главная его тема обозначена уже в названии. Лирическая героиня текста долгое время не может уснуть по ночам. В первых строках Ахматова при помощи буквально пары деталей создает […]...
- ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ – ДВИЖУЩАЯ СИЛА ЛИРИКИ А. А. АХМАТОВОЙ ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ – ДВИЖУЩАЯ СИЛА ЛИРИКИ А. А. АХМАТОВОЙ А. Ахматова – один из самых ярких и своеобразных поэтов рубежа ХIХ-ХХ веков. Главная тема ее ранних произведений – тема любви. Однако эта “вечная тема” звучит в поэзии А. Ахматовой так, что ее голос не спутаешь ни с каким другим. Прежде всего, в поэзии А. […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Смятение” В 1914 году Ахматова выпустила свой второй поэтический сборник “Четки”. Тираж по тем временам считался весьма внушительным – 1000 экземпляров. В следующие девять лет книга переиздавалась еще восемь раз. Анна Андреевна стала необыкновенно популярна сразу после выхода дебютного сборника “Вечер” весной 1912 года. Публике пришлась по душе ее простая по форме и удивительно искренняя любовная […]...
- Анализ стихотворения “Вечерние часы перед столом…” Ахматовой А. А “Вечерние часы перед столом…” В стихотворении “Вечерние часы перед столом…” А. А. Ахматова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лирическая героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впечатления, но при этом находится в таком душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах. Образ непоправимо белой страницы свидетельствует о глубине творческих мук и […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Я не знаю, ты жив или умер…” В 1910 году Ахматова вышла замуж за Гумилева. Буквально через несколько месяцев он охладел к молодой супруге. Вскоре после появления на свет сына Льва, рожденного в 1912, муж и жена договорились не интересоваться интимной стороной жизни друг друга. Официально поэты развелись уже после Великой Октябрьской революции – в 1918 году. До расторжения брака у обоих […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Данте” Образ великого итальянского поэта Данте Алигьери, оказавшего огромное влияние на мировую культуру, занимает важное место в творчестве Ахматовой. В стихотворении “Муза”, написанном в 1924 году, упоминается “Ад” – первая часть “Божественной комедии”. В последних строках произведения лирическая героиня спрашивает свою Музу, не она ли диктовала Данте “страницы Ада”, и получает утвердительный ответ. Здесь важно употребление […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Клевета” В начале 1920-х годов свет увидел пятый ахматовский сборник “Anno Domini”. В него было включено стихотворение “Клевета”. В тексте слышатся отголоски трагедии, произошедшей в конце лета 1921 года. В августе Гумилев – первый супруг Анны Андреевны – был арестован. Его подозревали в участии в заговоре “Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева”. За поэта пытались бороться […]...
- Анализ стихотворения “Песенка” Ахматова “Песенка” (1911). Начало стихотворения (первые две строфы) перекликается с народно-песенной традицией. В первых двух строках первой строфы говорится о пении во время работы, которое обещает радость. Но последующие строки снимают эту радостную интонацию: изображена картина женского труда (крестьянка на коленях в огороде). В стихотворении последовательно развивается тема “доли-муки”. Лирическая героиня испытывает чувство страха, которое нагнетается […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Муж хлестал меня узорчатым…” Весной 1910 года в Париже состоялось знакомство Ахматовой и итальянского художника, скульптора Амедео Модильяни. Спустя двенадцать месяцев между молодыми людьми вспыхнул роман. Они виделись каждый день – гуляли по улочкам французской столицы, читали друг другу стихи. Художник создал шестнадцать рисунков, изображающих Анну Андреевну. По словам поэтессы, писались портреты по памяти, а не с натуры. Эти […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “На шее мелких четок ряд…” В апреле 1921 года издательство “Петрополис” выпустило третий сборник Ахматовой, получивший название “Подорожник” и напечатанный тиражом в тысячу экземпляров. В числе стихотворений, включенных в книгу, – “На шее мелких четок ряд…”. Произведение датировано 1913 годом и относится к раннему творчеству Анны Андреевны. Впервые оно было опубликовано еще до революции – в 1914 году. Тогда текст […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Подражание Кафке” С произведениями великого писателя Франца Кафки Ахматова познакомилась не позднее 1959 года. Официальных изданий на русском языке тогда еще не было. Поэтесса прочла роман “Процесс” на английском, но качество перевода ее не удовлетворило. Тогда Анна Андреевна обратилась к оригинальному тексту, но чтение на немецком оказалось для нее затруднительным. Сразу же Ахматова осознала, насколько Кафка – […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Двадцать первое. Ночь. Понедельник…” В 1917 году свет увидел третий сборник Ахматовой “Белая стая”, считающийся наиболее значительным из ее дореволюционных книг. Критики-современники практически оставили без внимания издание. Дело в том, что вышло оно в период для России трудный. Согласно поздним воспоминаниям Анны Андреевны, первый напечатанный тираж никак не мог попасть из Петербурга в Москву. Тем не менее, некоторое количество […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Я пришла сюда, бездельница…” 22 апреля 1911 года произошло событие, ставшее знаковым для русской литературы. В редакции журнала “Аполлон” состоялось заседание Общества ревнителей художественного слова, на котором разрешили выступить начинающим поэтам. В их числе была молодая Ахматова. Среди прочитанных тогда Анной Андреевной стихотворений – “Я пришла сюда, бездельница…”. Впоследствии оно было включено в ее дебютный сборник “Вечер”. Книга, изданная […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Разлука” В 1917 году издательство “Гиперборей” выпустило третий сборник Ахматовой, получивший название “Белая стая”, достаточно солидным по тем временам тиражом в две тысячи экземпляров. Большая часть писавших о книге критиков акцентировала внимание на ее стилистическом отличии от предшествующих работ поэтессы – “Вечера” (1912) и “Четок” (1914). Например, Слонимский отмечал в лирике “Белой стаи” “новое углубленное восприятие […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Приходи на меня посмотреть…” В 1912 году Ахматова написала небольшое стихотворение “Приходи на меня посмотреть…”. Впоследствии оно дало название популярной российской мелодраме, поставленной по пьесе Надежды Птушкиной. Премьера ленты состоялась в 2001 году. Один из режиссеров картины – известный актер Олег Янковский. Ему же выпала честь сыграть главную мужскую роль. Образы центральных женских персонажей на экране воплотили Екатерина Васильева […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “В разбитом зеркале” В 1945 году, после завершения Великой Отечественной войны, в Москву прибыл британский дипломат Исайя Берлин, получивший должность в посольстве Великобритании в советской столице. Мужчина неплохо говорил по-русски, интересовался русской литературой и философской мыслью – он родился в дореволюционной Риге, четыре года прожил в Петрограде. Переезд в Англию состоялся, когда ему было одиннадцать лет. Попав на […]...
- “Мне голос был” анализ стихотворения Ахматовой Стихотворение “Мне голос был”, написанное в 1917 году, вошло в сборник “Белая гвардия”. В одном из самых ярких произведений этого периода творчества Ахматова, откликаясь на события революции 1917 года, поднимает новую для себя тему Родины. Основная тема стихотворения – любовь к Родине. При этом неприятие поэтессой революции сочетается с ее духовным мужеством и патриотизмом. В […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Через много лет. Последнее слово” После завершения Второй мировой войны британский дипломат Исайя Берлин отправился на службу в посольство Великобритании, расположенное в Москве. Назначение он получил не случайно. Дело в том, что место его рождения – дореволюционная Рига. Детство Берлин провел в Петрограде. В Англию семья мальчика переехала, когда ему было одиннадцать лет. Оказавшись на службе в Москве, Исайя в […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Столько просьб у любимой всегда!…” В апреле 1910 года Ахматова вышла замуж за Гумилева. Брак стал результатом долгих ухаживаний со стороны Николая Степановича. Любви молодой поэтессы он добивался с необыкновенным упорством – пару раз даже пытался покончить с собой после ее отказов. На церемонию венчания никто из родственников Анны Андреевны не пришел. По их мнению, союз этот был изначально обречен. […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Как люблю, как любила глядеть я…” В творчестве Ахматовой важную роль всегда играла тема Петербурга – любимого города поэтессы. Северную столицу она не хотела покидать даже после начала Второй мировой войны. Уехать уговорили врачи, обеспокоенные ее состоянием здоровья. Так Анна Андреевна оказалась в эвакуации в Ташкенте. Впрочем, вернулась Ахматова при первой же возможности – уже в мае 1944 года, спустя короткое […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Не будем пить из одного стакана…” В 1913 году Ахматова написала стихотворение “Не будем пить из одного стакана…”, вошедшее в сборник “Четки”. По свидетельству Лидии Корнеевны Чуковской, посвящено оно Михаилу Леонидовичу Лозинскому – крупнейшему советскому переводчику. Ему принадлежат переводы на русский язык величайших мировых авторов – Шекспира и Киплинга, Сервантеса и Лопе Де Веги, Данте и д’Аннунцио, Мольера и Вольтера, Гюго […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Вечерние часы перед столом “Четки” – второй сборник Ахматовой, выпущенный издательством “Гиперборей” впервые в 1914 году. Именно эта книга сделала поэтессу по-настоящему известной. Основная черта творчества Анны Андреевной – “скупость слов” – выявилась еще в сборнике “Вечере” (1912). В “Четках” к ней прибавилось сокращение объема эмоций и поводов для повествования, что вкупе давало необычную интимность. Стихотворения Ахматовой позволяют чувствовать […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Сердце к сердцу не приковано…” В марте 1912 года Ахматова вошла в большую литературу, выпустив тиражом в три сотни экземпляров свой первый сборник “Вечер”. Его хорошо приняли и коллеги по цеху, и профессиональные критики. Полюбилась лирика молодой дебютантки и публике. Недаром такой популярностью пользовалась ее вторая книга, изданная через пару лет. Наиболее проницательные люди поняли, что в русской культуре произошел […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Я научилась просто, мудро жить…” Стихотворение “Я научилась просто, мудро жить…”. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение “Я научилась просто, мудро жить…” было написано А. А. Ахматовой в 1912 году. Это размышления поэта о жизни и любви. Мы можем отнести произведение к любовной и философской лирике. В первой строфе лирическая героиня словно обозначает свою позицию: Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Клятва” Анна Ахматова никогда не благоволила к советской власти, которая фактически сломала ее жизнь, лишила мужа и обрекла сына на ссылку в лагеря. Однако когда встал вопрос о том, чтобы покинуть Россию и уехать навсегда за границу, поэтесса отказалась от подобной перспективы. До революции Ахматова много путешествовала, поэтому не понаслышке имела представление о жизни в тихой […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой А. А. “Вечерние часы перед столом…” В стихотворении “Вечерние часы перед столом…” А. А. Ахматова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лирическая героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впечатления, но при этом находится в таком душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах. Образ непоправимо белой страницы свидетельствует о глубине творческих мук и эмоциональных переживаний лирической героини. […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “О тебе вспоминаю я редко В 1911 году Анна Ахматова познакомилась с Александром Блоком, и эта мимолетная встреча произвела на поэтессу неизгладимое впечатление. К этому моменту Ахматова уже была знакома с творчеством этого поэта, считая его одним из наиболее талантливых представителей русской литературы. Однако она не подозревала, что ее кумир обладает удивительным магнетизмом, и способен вскружить ей голову, примерной супруге […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Заплаканная осень, как вдова В августе 1918 г. Анна Ахматова развелась с первым мужем – поэтом Николаем Гумилевым. В браке они прожили около восьми лет. Их союз подарил миру талантливого ученого-историка – Льва Гумилева. После развода бывшие супруги обид друг на друга не держали. Поэтому расстрел Николая Степановича, обвиненного в участии в заговоре против советской власти, стал тяжелым ударом […]...
- “Не с теми я, кто бросил землю…” анализ стихотворения Ахматовой “Не с теми я, кто бросил землю…” – одно из самых известных и цитируемых стихотворений Ахматовой, относящееся к гражданской лирике. Краткая история создания Стихотворение “Не с теми я, кто бросил землю…” датировано июлем 1922 года и входит в сборник “Anno Domini MCMXXI”. Велика вероятность, что создавалось оно под впечатлением от событий, происходивших в то время […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Ива” В 1940 году Ахматова написала стихотворение “Ива”. Ему предпослан эпиграф из творчества Пушкина, одного из любимых поэтов Анны Андреевны: “И дряхлый пук дерев…”. Взят он из незавершенного лирического произведения “Царское Село”. И в лирике Ахматовой, и в лирике Пушкина Царское Село появляется достаточно рано. Александр Сергеевич связывает его главным образом с периодом обучения в Лицее, […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Когда в тоске самоубийства…” Существует общепринятое мнение о том, что Анна Ахматова является лирической поэтессой. Действительно, широкую популярность в литературных кругах ей принесли любовные стихи, благодаря которым был разрушен один из наиболее прочных стереотипов о том, что внутренний мир женщины не отличается богатством и разнообразием. Тем не менее, существует и другая Ахматова, которая обладает жестким и непримиримым характером. Она […]...
- “Любовь! Любовь!” анализ стихотворения Цветаевой Тема любви в творчестве каждого поэта становится своего рода отражением его внутреннего мира. Кого-то окрыляет, кому-то, наоборот, подрезает крылья, кто-то становится счастливее, а кто-то страдает от безответной любви. Поэты испытывают это чувство намного обостреннее, чем простые смертные. Для Владимира Маяковского “любовь – тяжкая гиря”, для Фета – “поединок роковой”. Наверное, если бы Пушкин, Тютчев, Блок, […]...