Анализ стихотворения Ахматовой “Читатель”

Авторская версия темы предназначения поэзии включает ориентацию на читательское восприятие в число обязательных признаков идеального творческого процесса. В противном случае писательский труд теряет мотивацию и оказывается бессмысленным. Художественное произведение живет, пока продолжается диалог между его создателем и адресатом – такая мысль содержится в стихотворении “А в книгах я последнюю страницу…” Прочитанный и закрытый читателем том возвращает автора в первоначальное состояние, когда он “бесповоротно одинок”.

По

этой причине “пышная концовка” текста приукрашивается остроумными или язвительными высказываниями.

Образу читателя, слушателя и поклонника, посвящено одноименное стихотворение 1959 г., входящее в знаменитые “Тайны ремесла”. Произведение открывается описанием портрета поэта, инициатора творческого диалога. Начав с отрицания, лирический герой отмечает главную черту персонажа – открытость, доведенную до максимума, до состояния “настежь распахнут”.

Четко обозначена позиция поэта: он находится в неподвижном

и светлом пространстве театральной или эстрадной авансцены. Не обойдена вниманием обратная, диссонансная сторона внимания и популярности. Из средств, создающих противоречивый эффект, следует выделить лексемы “мертвенно” и “заклеймило”.

По театральному антуражу, отношениям персонажа к категориям света и темноты стихотворный текст сближается с характеристиками художественного мира пастернаковского “Гамлета”.

Ярко освещенной фигуре поэта противопоставлен неопределенный облик читателя, который находится в тени. Особенность его положения дает основание для сравнения образа с тайной или кладом, сокрытым в земле. Неясная природа персонажа позволяет сосуществовать нескольким его вариантам: вдумчивому и легкомысленному, эмоциональному и сдержанному, согласному и желающему поспорить.

В изображения читательской реакции вплетены традиционные для русской лирики мотивы и образы, поданные в форме скрытых цитат.

Кульминационный момент стихотворения – диалог двух участников творческого действа. Он обозначен метафорическими конструкциями “блаженнейший зной” и “исповедь немая”, последняя из которых основана на оксюмороне. Иносказательный прием подчеркивает гармоничный и продуктивный характер беседы, приносящей удовольствие обеим сторонам.

Финальный катрен утверждает постоянство и вневременную суть идеальной ипостаси читателя, которая позиционируется в качестве “неведомого друга” творца.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Ахматовой “Читатель”