«Алеша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина

Жанровые особенности

По классификации Шукшина, «Алеша Бесконвойный» — «рассказ-характер». В странных поведении и мыслях героя читатель должен увидеть мотивы его поступков и угадать черты характера.

Проблематика

Главная проблема — поиск смысла человеческой жизни. Все второстепенные герои смирились с бессмысленностью своей жизни, кроме главного героя, который нашел утешение в… бане.

Важная проблема рассказа — проблема одиночества и понимания. Алеша не чувствует близости ни с женой, ни с пятью детьми. Его

никто не понимает, но и он не пытается ни объясниться с другими, ни понять их.

Одна из проблем рассказа не лежит на поверхности, потому что смелостью была даже ее постановка. Это проблема человеческой индивидуальности. Алеша рассуждает о том, что два человека не могут прожить одинаково, как не могут сгореть одинаково два полена.

Читатель сразу понимал, в каком месте хотят, чтобы люди жили одинаково.

Сюжет и композиция

Рассказ начинается с личного местоимения, да еще и в косвенном падеже — его. А из первого предложения читатель узнает, что Алешу Бесконвойного на самом деле зовут Костя Валиков.

Почему героя переименовали в Алешу, неизвестно. Его прозвище значит «без царя в голове», безответственный, неуправляемый.

В экспозиции объясняется, что Алеша не хотел работать ни в субботу, ни в воскресенье. О том, что делал Алеша в воскресенье, Шолохов умалчивает (но преподобным Алешу обзывает). Зато в субботу герой топил баню.

Сюжет рассказа — история одной такой субботы. Если бы читатель захотел узнать, как правильно топить баню и в ней мыться, рассказ стал бы лучшей инструкцией.

Только парился Алеша 5 часов. Перерывы в мытье (перекуры) заняты размышлениями, ради которых Алеша задумывает баню. Мысли Алеши просты, это житейская философия, но сделанные Алешей выводы не каждому открываются: люди не могут жить одинаково, перед смертью человек хочет жить и сопротивляется смерти.

Алеша задается философскими вопросами: когда главное время жизни, какова тайна жизни, «надо жалеть свою жизнь или нет»? Мимоходом Алеша вспоминал важные эпизоды из жизни, играющие роль ретроспективных: войну и возвращение домой, первую умершую жену, рождение детей, общественную баню, которую посетил из любопытства.

Алеша хочет в баню настолько, что ноет сердце. Есть в отношении Алеши к бане нечто интимное и даже эротическое. Там Алешу отпускает «всякое вредное напряжение». Жизнь становится понятной.

Кульминация рассказа как бы пропущена. Шукшин подводит читателя к тому моменту, когда главное в бане начнется, но потом сразу переходит к тому, как Алеша из бани пришел, не слыша своего тела. Словно в бане он пережил встречу с возлюбленной.

После бани, как будто после рюмочки, Алешу тянет на лирику. Нескладное стихотворение, сочиненное маленькой дочерью — квинтэссенция жизни самого Алеши. Его душа подобна белой березке, которая мокнет под дождем жизненных неурядиц.

В стихотворении малышки березку накрыл лопух, и ей стало тепло и хорошо. Так и Алеша прячется в бане, но можно ли в ней спрятаться от жизни? Ведь и баня, и суббота кончаются.

Герои рассказа

Главный герой рассказа — Алеша Бесконвойный, достойный экспонат в галерее шукшинских «чудиков». Алеша колхозник, пастух. Он хочет отдыхать в субботу и в воскресенье. Скотина два дня не пастись не может, но Алешу это не волнует.

Главная черта, из-за которой Алешу назвали Бесконвойным — безответственность, которая перечеркивает все положительные черты характера героя: он безотказный, старательный, умелый работник. Алеша любящий отец, хороший сосед (дает взаймы денег). Он трудолюбив, сам готовит баню, моет ее, колет дрова и носит воду.

Алеша доставляет своей жизнью множество неудобств близким. Жене стыдно за его поведение, но она боится с ним ругаться, помня, что его брат застрелился, поссорившись с женой. Старший сын, умный и старательный, стыдится, что его отец пастух.

А какой-то колхозник должен делать за Алешу всю работу в субботу и в воскресенье.

Алеша много думает о жизни, но никому своих мыслей не открывает. Алеша не показывает своих чувств к детям, а к жене равнодушен. Да и любит ли он детей?

Он не беспокоится, когда дети болеют. Вся его любовь заключается в том, что сердце ноет от любви и восторга. Герой пытается найти смысл жизни, ждет озарения «про людей, про их жизнь».

Ведь нельзя же считать смыслом жизни работу пастухом?

Вот для детей Алеша смысл жизни находит: они должны выучиться, уехать в большой город и возвыситься там до почета и уважения. Тогда смысл жизни Алеши состоял бы в том, чтобы суетиться возле приехавших на лето детей и их родни. А городские сразу бы заметили, какой Алеша добрый и заботливый.

Так через несобственно-прямую речь Шукшин передает сокровенную мечту Алеши — быть человеком значимым, важным. Эту потребность в признании Алеша никогда не реализует, потому что никак не проявляет ни доброты, ни заботы о других, ни любви.

Читатель понимает, что этих качеств у Алеши и нет. Даже собственное имя он утратил.

Единственный раз Алеша почувствовал свою значимость, когда по дороге с войны встретилась ему ласковая Аля, которая потом его обокрала. Теперь смысл жизни для Алеши заменяет баня. Но даже жена не решается указать Алеше на никчемность его пристрастия.

Потому что ранимость души в их роду, видимо, семейное: брат Алеши застрелился после ссоры с женой.

Стилистические особенности

В основе рассказа лежит ирония. Человек слывет в деревне странным, потому что не работает в субботу и воскресенье, а в сельском хозяйстве так делать нельзя. Получается, что человека обвиняют в том, что он не готов работать без выходных.

Читатель узнает главного героя через авторскую характеристику, слова односельчан и жены, скупые разговоры героя на бытовые темы. Но главное средство характеристики героя — его внутренние монологи и несобственно-прямая речь. Просторечные слова в монологах указывают на то, что все происходящее в субботу читатель видит глазами героя: и уход детей в школу, и то, как жена Таисия «усунулась» в сундук за свежим бельем, и такие детали, как «свежий, нутряной, чуть стылый, лесовой» дух от березовых поленьев.


«Алеша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина