Значительность характеров в произведениях Фонвизина
Фонвизин родился в богатой дворянской семье. С 1755 по 1760 год учился в гимназии при Московском университете, а в 1761-1762 году – на философском факультете того же университета. В студенческие годы занимался переводами.
В 1762 году Фонвизин определился переводчиком в Коллегию иностранных дел и переехал в Петербург. В результате общения с кружком молодых офицеров – вольнодумцев создал “Послание к слугам моим…” (1769 г.) – сатирическое произведение, опиравшееся на традиции русской басни и сатиры. В поэтике классицизма послание относилось
В это же время писатель проявляет интерес к драме, у него возникает замысел оригинальной русской сатирической комедии.
Первым образцом в этом роде явился его “Бригадир” (1766-1769 гг.). Создавая “Бригадира”, Фонвизин еще следовал традициям классицизма, что сказалось в четком делении персонажей на добродетельных и порочных, в соблюдении единства времени, места. Но в комедии по-новому представлен образ жизни, быт героев. При этом Фонвизин привнес
В “Бригадире” осмеиваются не отдельные носители порока – автор ставит вопрос о дворянстве в целом, о принципе существования его как сословия. Поэтому комедия отразила все главные сферы деятельности этого сословия – чиновничью, военную и помещичью. Ставя такие важные проблемы, невозможно было оставаться в рамках традиционной комедии “чистого смеха”.
В пьесе звучат и трагические ноты. В своем самом значительном произведении – комедии “Недоросль” (1781 г.) (см. “Недоросль”) – Фонвизин указывает на корень всех бед России – крепостное право. Автор оценивает и судит не людские пороки сами по себе, а прежде всего общественные отношения. Положительные герои – просвещенные дворяне – не просто осуждают крепостное право, но борются с ним.
Комедия строится на остром социальном конфликте.
Жизнь в доме Простаковых представлена не как суммарная картина нелепых обычаев, а как система отношений, основанных на крепостничестве. Показывая воздействие среды на личность, Фонвизин делает одной из главных проблему воспитания: очень точно фиксируется уродующее влияние помещичьей усадьбы на Митрофанушку. Интрига отступает на второй план, и нарушается принцип классицизма – единство действия.
Автор создает многоплановые характеры, обнажая внутреннюю драму таких отрицательных персонажей, как Еремеевна и Простакова.
По словам Н. В. Гоголя, “Недоросль” – “… истинно общественная комедия”. В 1782 году Фонвизин подает в отставку и занимается только литературной деятельностью. В 1783 году он публикует ряд сатирических произведений: “Опыт российского сословника”, “Челобитная российской Минерве от российских писателей”, “Поучение, говоренное в Духов день иереем Василием в селе П.”, “Повествование мнимого глухого и немого”.
Особенно острая критика политики Екатерины II содержалась в напечатанных анонимно “Нескольких вопросах, могущих разбудить в умных честных людях особливое внимание”. На них с раздражением отвечала сама императрица.
Поэтому попытки Фонвизина выступать в печати пресекались Екатериной II: в 1788 году ему не разрешили издать ни пятитомное собрание своих сочинений, ни журнал “Друг честных людей, или Стародум” (входившая в него едкая сатира “Всеобщая придворная грамматика” распространялась в списках и пользовалась большой популярностью). Последние годы жизни Фонвизин был тяжело болен (паралич), но писать продолжал до самой смерти. В 1789 году он начал работу над автобиографической повестью “Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях”, но не закончил эту работу.
Повесть является замечательным произведением русской прозы. Здесь в образе автора воссоздан характер человека и писателя – русского по складу ума, юмору, иронии, показано духовное богатство личности, умеющей подняться над своими слабостями и бесстрашно рассказать о них своим соотечественникам.
Фонвизин – крупнейший русский драматург XVIII века, создатель русской социальной комедии, образцы которой, после “Недоросля”, представляют “Горе от ума” А. С. Грибоедова и “Ревизор” Н. В. Гоголя.
С именем Фонвизина связано также формирование русской художественной прозы. Велико было воздействие самой личности Фонвизина на его современников, деятелей передовой культуры XIX века. А. С. Пушкин, видевший в Фонвизине поборника просвещения, борца с крепостничеством, назвал его “другом свободы”.