Живые голоса истории
В последнее время я почти не смотрю телевизор. Неохота и нечего. Тем удивительнее, что анонс этой передачи все-таки настиг меня – и это показалось не случайным, а важным и значительным.
Программа Алексея Пивоварова на НТВ, показанная 23 февраля, была посвящена одной из самых страшных по количеству потерь и самых незнаменитых битв Великой Отечественной – битве за Ржев.
Тверской край – мой родной, поэтому ко всему тверскому (разве только кроме главной московской улицы) дышу неровно. К тому же еще школьником я никак не мог понять загадку:
Про ржевские бои тогда как-то особо не говорили – ну да, много народу полегло, никак не могли взять, не более того. Вот Курская дуга, Сталинград, Берлин – это да, а что Ржев?
Но именно о Ржеве написано одно из самых сильных стихотворений Твардовского: “Я убит подо Ржевом, // В безымянном болоте…”. Написано от лица полегшего в том незнаменитом сражении солдата, от лица всех сотен тысяч, навсегда оставшихся
Эта мука невысказанности, неизвестности, невостребованности – и несправедливости томит каждого, для кого Великая Отечественная не пустой звук.
Документальный фильм, показанный по НТВ, рассказывает о Ржевском сражении так, что горло перехватывает спазм. Может быть, и потому, что его создателям удалось вплести в него живые свидетельства участников тех боев. У Твардовского сказано: “Пусть не слышен наш голос, // Вы должны его знать”. Здесь же голос оказался слышен.
Этот живой голос и решил все дело: от экрана нельзя было оторваться, причем об этом эффекте говорили мне на следующее Утро и мои школьники.
Голос войны, на наших глазах становящейся далекой историей, пока еще жив. Сегодня мы вместе с вами с особым вниманием вслушаемся в негромкие голоса тех, кто прошел войну и – посвятил себя литературе. В номере, который вы держите в руках, вас ждут интервью-монологи ветеранов и замечательные стихи поэтов, чьи круглые даты попадают на праздничные майские дни.
Дайте послушать эти голоса своим ученикам. Они тоже должны их знать. Например, для того, чтобы выйти на митинг, когда в недалеком будущем кому-нибудь опять захочется построить на месте Синявинских высот (или Ржевских болот) очередной мусороперерабатывающий завод, как недавно этого захотелось некоторым питерским руководителям.
- Анализ стихотворения Бунина “Два голоса” Поэзия Ивана Бунина в наше время не так известна широкой публике, как его прозаические произведения, в частности, рассказы о любви. При этом писатель успел выпустить около десятка стихотворных сборников. В поэтическом творчестве Ивана Алексеевича жизнь предстает как череда путешествий в воспоминания. Речь идет не только о личных переживаниях, связанных с прошлым. Важную роль играет всемирная […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Два голоса” У каждого человека своя судьба, но все мы в той или иной мере пытаемся ее изменить. Поэт Федор Тютчев был глубоко убежден в том, что это можно сделать, если упорно идти к своей цели. В 1850 году он написал стихотворение “Два голоса”, которое перекликается с эллинской поэзией и призывает человека не покоряться обстоятельствам, а вопреки […]...
- Рассуждение о жизненных ценностях по тексту Шахназарова В дверь позвонили. Из прихожей донеслись оживленные голоса и смех (ЕГЭ по русскому) Что являют собой жизненные ценности? Думаю, это имеющиеся традиции и цели, к которым стремимся. Каждый человек самостоятельно определяет приоритеты, но жизненные ценности условно можно разделить на несколько категорий: культурные, нравственные, материальные, общественно-политические. Особое место среди этих категорий занимают нравственные ценности, поскольку они оказывают влияние на все остальные. Семья, дружба, честь и верность относятся именно к […]...
- РЕЦЕНЗИЯ на программу курса выразительного чтения “Звонкие голоса” РЕЦЕНЗИЯ На программу курса выразительного чтения “Звонкие голоса” Составитель: преподаватель МОУ “СОШ № 14” Сурина Т. Б. Предоставленная программа спецкурса “Звонкие голоса” разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и методического пособия программы “Риторика” (для четырехлетней начальной школы), автор Т. А. Ладыженская, профессор, кандидат педагогических наук, утвержденной Министерством образования РФ. В пояснительной записке […]...
- Мастерство писателя в изображении истории. (Тема истории в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.) Историческая тематика интересовала писателей во все времена. Не обошли ее в своем творчестве и такие выдающиеся мастера, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Два великих русских поэта и писателя обращались к прошлому своей страны, своей Родины неоднократно. Известно, что Пушкин занимался исследованием жизни и деятельности Петра I. Связанные с его именем героические страницы […]...
- По тексту Гранина Эти трое были живые, смешливые, острые на язык (ЕГЭ по русскому) Автора текста, который я прочитала, как и многих из нас волнует проблема истинного и показного в человеке. В небольшом, но очень содержательном тексте Д. Гранин, чтобы привлечь внимание читателя, приводит рассказ о том, как герою удалось поговорить с молодыми строителями, которые “показывали свой вкус, остроту суждений”,с ними было интересно разговаривать. Но также автор повествует о […]...
- Краткое изложение повести “Живые мощи” Для охотника дождь – сущее бедствие. Такому бедствию подверглись мы с Ермолаем во время охоты на тетеревов в Белевском уезде. Наконец, Ермолай предложил пойти на хутор Алексеевка, принадлежавший моей матушке, о существовании которого я раньше не подозревал. При хуторке оказался ветхий флигель, нежилой и чистый, в котором я и переночевал. На следующий день я проснулся […]...
- Об истории создания и появлении в печати произведения А. И. Солженицына “Одного дня Ивана Денисовича” По мнению самого А. И. Солженицына, история создания произведения довольно-таки проста. Первоначально мысль о таком рассказе возникла у него в 1952 году. Находясь в тот момент в заключении, писатель не мог ее осуществить. Так продолжалось долгих 7 лет. Произведение первоначально имело название “Щ-854 (Один день одного зэка)” . Автор вспоминал: “Сел, и как полилось! со […]...
- Конспект урока по истории “Повторно-обобщающий урок по всемирной истории” 9 класс Предмет: Всемирная история Класс:9 Дата:29.10.2014 Цель урока: Систематизировать пройденный материал Задачи урока: Способствовать закреплению знаний учащихся по разделу Продолжить формирование учебно-логических умений: обобщать, анализировать, сравнивать, доказывать, оценивать (исторические личности, события, явления общественной жизни). Способствовать воспитанию уважения учащихся к историческому прошлому человечества. МО: разноуровневые задания Ход урока Этап. Актуализация прежних знаний. Микроцель: Создать психологический и эмоциональный […]...
- Вечно живые краткое содержание Розов В. С. Действующие лица Федор Иванович Бороздин, врач, 57 лет. Варвара Капитоновна, его мать. Борис, его сын, 25 лет. Ирина, его дочь, 27 лет. Марк, его племянник, 27 лет. Вероника Богданова, 18 лет. Анна Михайловна Ковалева, преподавательница истории, 52 лет. Владимир, ее сын, 21 год. Степан, товарищ Бориса, 24 лет. Анатолий Александрович Кузьмин, сослуживец […]...
- Краткое содержание Записки охотника Живые мощи в сокращении (Тургенев И. С.) Как-то охотились мы с Ермолаем в Белевском лесу на тетеревов. Внезапно начался сильный дождь, и нам пришлось искать укрытия. Ермолай предложил отправиться в Алексеевку, ближайший хутор. Как оказалось, Алексеевка принадлежала моей матушке, о чем я раньше и не подозревал. Я добрался до хутора, и обнаружил там старый заброшенный флигель. Внутри флигеля было чисто и уютно. […]...
- В чем специфика актуализированной в стихотворении Твардовского темы матери? В чем специфика актуализированной в стихотворении А.Т. Твардовского темы матери? Формируя развернутое рассуждение, отметьте, что тема матери является одним из центральных в цикле А. Т. Твардовского. Она выступает как проявление “вечной темы”, повторяющейся в различных поэтических воплощениях русской лирики, и одновременно выступает как индивидуально-творческая. Покажите, что тема матери в данном стихотворении соединяется с темой памяти. […]...
- Языки живые, мертвые и умирающие Историки древнего мира и средних веков образно называли Центральную Азию “Кратер народов”. И действительно, на протяжении почти двух тысячелетий выходили отсюда многочисленные народы и словно море разливались по великой степи, протянувшейся от Желтого моря до Черного моря. Около трех тысяч лет назад сложилось кочевничество в суровых центральноазиатских степях. Телегу поставили на колеса, шалаш заменила войлочная […]...
- “Живые мощи” краткое содержание рассказа Тургенева В одной из французских пословиц говорится, что вид промокшего охотника такой же жалкий и несчастный, как и сухого рыболова. Это на себе испытали Ермолай и барин Петр Петрович. Они вышли пострелять тетеревов, но уже в лесу их настиг сильный дождь. Ермолай предложил переждать непогоду в Алексеевке, которая принадлежит матери Петра Петровича, но барин даже не […]...
- Души “мертвые и живые” в поэме Николая Гоголя В поэме “Мертвые души” Гоголь вывел представителей господствующих общественных слоев Росии своего времени. На их примере он показал разные типы крепостников и то, как под напором капитализма вырождается и экономически хиреет класс помещиков. Чичиков “приобретатель” ездит по России и закупает фактически мертвые, но юридически, по ревизским сказкам, живые души. С большой выразительностью в “портретных” главах […]...
- ДУШИ “ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ” В ТВОРЧЕСТВЕ Н. В. ГОГОЛЯ При издании поэмы “Мертвые души” Го- голь пожелал сам оформить титульный лист. На нем была изображена коляска Чичикова, символизирующая путь России, а вокруг – множество человеческих черепов. Опублико- вать именно этот титульный лист было очень важно для Гоголя, как и то, чтобы книга вы- шла в свет одновременно с появлением кар- тины Иванова “Явление Христа […]...
- ДУШИ “МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ” В ТВОРЧЕСТВЕ Н. В. ГОГОЛЯ При издании поэмы “Мертвые души” Гоголь пожелал сам оформить титульный лист. На нем была изображена коляска Чичикова, символизирующая путь России, а вокруг – множество человеческих черепов. Опубликовать именно этот титульный лист было очень важно для Гоголя, как и то, чтобы книга вышла в свет одновременно с появлением картины Иванова “Явление Христа народу”. Тема жизни и […]...
- Живые и мертвые душив творчестве Гоголя При издании “Мертвых душ” Гоголь пожелал сам оформить титульный лист. На нем была изображена коляска Чичикова, символизирующая путь России, а вокруг – множество человеческих черепов. Опубликовать именно этот титульный лист было очень важно для Гоголя, так же как и то, чтобы его книга вышла в свет одновременно с картиной Иванова “Явление Христа народу”. Тема жизни […]...
- Как решает проблему сложных нравственных поисков человека Розов в пьесе “Вечно живые”? Как решает проблему сложных нравственных поисков человека В. С. Розов в пьесе “Вечно живые”? Рассуждая по поводу заявленной проблемы, укажите, что написанная в разгар Великой Отечественной войны участником народного ополчения, пьеса “Вечно живые” стала эмблемой нравственной стойкости, мужества человека. Отметьте, что смерть талантливого инженера Бориса Бороздина – личная трагедия его семьи. Однако страшно предательство со […]...
- Живые и мертвые души в творчестве Николая Гоголя При издании “Мертвых душ” Гоголь пожелал сам оформить титульный лист. На нем была изображена коляска Чичикова, символизирующая путь России, а вокруг – множество человеческих черепов. Опубликовать именно этот титульный лист было очень важно для Гоголя, так же как и то, чтобы его книга вышла в свет одновременно с картиной Иванова “Явление Христа народу”. Тема жизни […]...
- Образ маленького человека в произведении Симонова Живые и Мертвые Про маленького человека русскую литературу заставила вспомнить война. Возродилась толстовская традиция в изображении маленького, незаметного человека как истинного героя войны, как выразителя народной правды и конкретного носителя той непобедимой силы, которая способна отстоять родную землю. Собственно во время войны образ маленького человека появляется чаще всего в публицистике и журналистике – возникает множество очерков, заметок, зарисовок […]...
- Мертвые и живые души в поэме Н. В. Гоголя Н. В. Гоголь – писатель, чье творчество по праву вошло в золотой фонд классики русской литературы. Гоголь является писателем-реалистом, но связь искусства и реальности у него усложнена. Он ни в коем случае не копирует явления жизни, но всегда по-своему интерпретирует их. Гоголь умеет увидеть и показать обыденное под совершено новым углом зрения, в неожиданном ракурсе. […]...
- Краткое содержание романа А. Рэнд “Мы – живые” Некогда богатое и знатное семейство Аргуновых (родители с двумя дочерьми) возвращается из Крыма в Петроград. Семья Аргуновых в 1918 году покинула город, чтобы переждать гражданскую войну, надеясь, что белые победят. Четыре года спустя, убедившись, что победу одержали красные, они смирились и добились права вернуться. Семья надеялась хотя бы частично вернуть то, что они оставили, и […]...
- Живые силы в России в повести “Хор и Калиныч” Художественному раскрытию этой мысли посвящены многие рассказы. Достаточно указать хотя бы на рассказ “Певцы”, быть может, наиболее в этом смысле показательный. Начинается повествование с короткого сельского пейзажа, характерного именно для крепостной деревин. “Невеселый вид, нечего сказать”, – говорит автор.. заканчивая этим печальным возгласом вступление к рассказу. Следующий эпизод, дополняющий картину крепостной деревни, – это описание […]...
- Человек на войне в трилогии Симонова “Живые и мертвые” Здесь нет ни одной персональной судьбы. Все судьбы в единую слиты. В. Высоцкий Константина Симонова считают основателем панорамного романа о Великой Отечественной войне. Теме войны посвятили свои произведения такие известные писатели, как Ю. Бондарев, В. Быков, А. Ананьев и многие другие, выступавшие в традиционных жанрах. Однако трилогия Симонова “Живые и мертвые”, благодаря широте охвата событий […]...
- Страшная правда войны в романе “Живые и мертвые” Как бы много за плечами не осталось, а впереди была целая война. К. Симонов В годы Великой Отечественной войны было хорошо известно имя поэта Константина Симонова. Его стихотворения: “Жди меня”, “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины” и другие – призывали к мужеству и стойкости, внушали веру в неизбежность победы над фашизмом. Уже после войны был опубликован […]...
- Человек на воине в трилогии К. Симонова “Живые и мертвые” Здесь нет ни одной персональной судьбы. Все судьбы в единую слиты. В. Высоцкий Константина Симонова считают основателем “панорамного” романа о Великой Отечественной войне. Теме Отечественной войны посвятили свои произведения такие известные авторы, как Ю. Бондарев, В. Быков, А. Ананьев, Г. Бакланов, В. Богомолов и другие, выступавшие в традиционных жанрах. Однако трилогия Симонова “Живые и мертвые”, […]...
- Симонов – Живые и мертвые, Образ генерала Серпилина Одним из первых произведений, ответивших на потребность осмыслить причины отступления наших войск в начале войны, стал роман К. Симонова “Живые и мертвые” (1959). Он дал название созданной впоследствии трилогии, в которую вошли также романы “Солдатами не рождаются” (1964) и “Последнее лето” (1970). Сам автор определял жанр своих произведений как роман-событие, подчеркивая, что он раскрывает характеры […]...
- ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ В ТРИЛОГИИ К. СИМОНОВА “ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ” Константина Симонова считают основате- лем “панорамного” романа о Великой Отече- ственной войне. Теме Отечественной войны посвятили свои произведения такие извест- ные авторы, как Ю. Бондарев, В. Быков, А. Ананьев, Г. Бакланов, В. Богомолов и дру- гие, выступавшие в традиционных жанрах. Однако трилогия Симонова “Живые и мерт- вые”, благодаря широте охвата событий и отра- жения судеб […]...
- Конспект урока по истории “Отечественная война 1812 г.” Конспект урока по теме “Отечественная война 1812 г.” Автор: Цыганкова Наталья Сергеевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 49 г. Мурманск. /Урок с использованием активных методов обучения/ Цель урока: Сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории; Дать учащимся представление о причинах войны и событиях начала войны; Сформировать […]...
- Из истории кино Первый в мире сеанс кинематографа состоялся 28 декабря 1895 года в Париже. “Движущаяся фотография” – изобретение братьев Люмьер – имела большой успех. Теперь нам кажется, что в кино нет ничего необычного, все так просто. Но придумать этот простой способ отображения действительности человечество смогло лишь на рубеже XX века. Ни один вид искусства не обладает такими […]...
- Что такое нравственные уроки истории? На ход истории зачастую имеют непосредственное влияние нравственные качества людей, следовательно, осуществляя анализ исторических событий, важно с этим считаться. Бородинское сражение стало событием, заслуживающим внимания многих писателей. Сотни книг посвящены ему, каждую минуту этой драмы изучили до самых мелких деталей вдоль и поперек. Хотя существует один момент, который можно назвать таинственным, почти мистическим, и требующим […]...
- Интересные факты из истории Украины Интересные факты из истории Украины помогут вам узнать много нового об этой удивительной стране и расскажут, какими путями она шла к независимости и кем из своих граждан может гордиться. Один из самых ярких элементов образа Запорожского казака – это Чуб, или Оселедец. Об истинном происхождении этой прически известно мало, но существует Легенда. Все запорожцы были […]...
- Мертвые и живые души в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” (Второй вариант) (План-сочинение) Замысел поэмы. “Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь”, – писал Н. В. Гоголь А. С. Пушкину в 1835 г., который “подарил” писателю основную идею. В. Г. Белинский дал поэме очень высокую оценку: “… вдруг, словно освежительный блеск молнии среди томительной и тлетворной духоты и засухи, является творение чисто русское, […]...
- Страшная правда войны в романе К. Симонова “Живые и мертвые” В годы Великой Отечественной войны было хорошо известно имя поэта Константина Симонова. Его стихотворения: “Жди меня”, “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины” и другие – призывали к мужеству и стойкости, внушали веру в неизбежность победы над фашизмом. Уже после войны был опубликован его роман “Живые и мертвые”, рассказывающий горькую правду о самом тяжелом периоде войны – […]...
- Образы Синцова и Серпилина в романе К. М. Симонова “Живые и мертвые” В романе на фоне масштабных событий всенародного значения ярко и выпукло представлены главные персонажи. Одним из аспектов симоновского романа является показ противоречий нашего общества. Синцову пришлось бороться за право сражаться на фронте. В судьбе Синцова много индивидуального. Но автор подчеркивает, что Синцов – один из многих. Приведем комментарии автора. “Первый день войны застал семью Синцовых […]...
- Грандиозное здание концепции истории русской литературы Белинский был создателем целостной историко-литературной концепции, охватывавшей в единой картине пути и перепутья истории русской литературы от Ломоносова и Кантемира до Гоголя и “натуральной школы”. Концептуальность мышления, стремление каждый факт осознать в контексте целой системы, следственно-причинной зависимости – одно из замечательнейших качеств критики Белинского. Белинский намеревался создать обобщающий труд с изложением своей эстетической и историко-литературной […]...
- Великая Отечественная Война в истории моей семьи Великая Отечественная война 1941-1945г. Не обошла стороной и мою семью. Это одна из самых ужасных войн в истории нашего государства. Война оставила глубочайший след в душе каждого человека нашей огромной страны и досталась большой ценой, было пролито очень много крови за свободу и независимость Родины. Своей жизнью мы обязаны нашим дедам и прадедам, которые не […]...
- Поэтическое воспроизведение истории Украины в поэзии Максима Рыльского Тема родной земли не раз воплощалась Рыльским в яркие образы. Это были стихи о волшебной красоте окрестностей Романовки (“На белую гречку упали росы”, “Дремлет дом старый”), о прелестях любимого Киева (“На берегу”, “Голосеевский лес”). Фашистское нашествие, оккупация Украины обострили патриотические чувства поэта. Уже в сентябре 1941 г. был создан торжественный хорал “Украине”. В трагические дни […]...
- Рассказ о жизненной истории Чарткова в повести “Портрет” Пристальное внимание Гоголя на разных этапах творческого развития привлекал вопрос о взаимоотношении искусства и действительности. Художник и общество, искусство и жизнь, идейно-творческие задачи художника – все эти проблемы глубоко волновали его в период работы над “Миргородом” и “Арабесками”. Решению этих, вопросов и посвящена повесть “Портрет”. В своем внутреннем строении “Портрет” отчетливо делится на две части; […]...