Симонов – Живые и мертвые, Образ генерала Серпилина



Одним из первых произведений, ответивших на потребность осмыслить причины отступления наших войск в начале войны, стал роман К. Симонова “Живые и мертвые” (1959). Он дал на­звание созданной впоследствии трилогии, в которую вошли также романы “Солдатами не рождаются” (1964) и “Последнее лето” (1970). Сам автор определял жанр своих произведений как роман-событие, подчеркивая, что он раскрывает характеры че­рез изображение главных событий в жизни героев, которые од­новременно важны и в судьбе страны. Три основных этапа вой­ны изображены

в трилогии: тяжелейшие испытания первых ме­сяцев и овладение “наукой побеждать” (“Живые и мертвые”); битва на Волге (“Солдатами не рождаются”); подготовка и про­ведение в 1944 г. операции “Багратион” (“Последнее лето”).

Смысловым ключом произведения становится фраза, с которой начинается трилогия: “Первый день войны застал семью Син­цовых врасплох, как и миллионы других семей”. Стремление показать связь человека и народа, человека и истории свой­ственно автору. Народный характер войны раскрыт не только че­рез судьбу Синцова, но и через эпизодические образы летчиков с ночных

бомбардировщиков, совершающих вылеты днем, без прикрытия; пяти артиллеристов, которые тянут пушку из-под Бреста; капитана Иванова, на котором “вся Россия стоит”.

Эти и многие другие герои произведения – мирные люди, ставшие настоящими солдатами в бою за Родину.

Особую роль играет в трилогии образ генерала Серпилина, который связан с размышлениями о последствиях культа лич­ности Сталина, с осознанием закономерностей нашей победы. В этом персонаже раскрыты те качества, которые особенно це­нил К. Симонов: гражданское мужество, готовность брать от­ветственность на себя, подлинная человечность, выразившая­ся, в частности, в умении беречь жизнь вверенных ему солдат.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Симонов – Живые и мертвые, Образ генерала Серпилина