“Хозяин” И. Карпенко-Карого – выдающееся достижение украинской драматургии XIX века
Иван Карпенко-Карый – одна из выдающихся личностей в украинской дооктябрьской литературе.
Продолжая традиции Г. Квитки-Основьяненко, И. Котляревского, Т. Шевченко, он поставил свое перо писателя на службу народу. Драматург с большой обличительной силой показывает типичные явления развития капитализма на Украине, разоблачает хищническую суть, сельской буржуазии. В основе пьесы “Хозяин” (1900 г.) лежат реальные факты капиталистической действительности. Пузырь – это богатый капиталист-землевладелец, который вырос из обычного кулака
Но, получив “миллионы”, хозяин не останавливается. Жажда наживы толкает его на новые преступления, мошенничество. Основная черта Пузыря – ненасытная жажда к обогащению, этому подчинены все его интересы. Жажда обогащения побуждает Пузыря к хитрости.
Он кормит рабочих куском хлебом, ругает управляющих, которые платят рабочим не по 25, а по 35 копеек за день, сам (мчит прогонять гусей от пшеницы он даже идет на авантюру – прячет на своих полях отары овец обанкротившегося помещика). Жестокость и бездушие Пузыря проявляется не только во взаимоотношениях с крестьянами, но и в семейном
Образ Финогена – это сочетание лакейства с грабежом, лицемерия, пресмыкательства перед хозяином, презрение к низшим чем он. Другой подручный хозяина – Лихтаренко. В отличие от Финогена, он не ползает перед хозяином, держится с достоинством. Он очень хитрый, руководствуется следующими принципами: “не возьмешь, у тебя возьмут”, “воруй умея”, “воруй сам и не мешай другому”, “не зевай, а лови деньги”.
Финоген и Лихтаренко грабят для хозяина и воруют у него.
“Хозяин” – это произведение, направленное против уродливых моральных принципов капитализма, и сегодня учит ненавидеть капиталистическое рабство, растленную буржуазную мораль. Поэтому пьеса “Хозяин” справедливо считается выдающимся достижением драматургии XIX века.
- Образ хозяина в пьесе И. Карпенко-Карого “Хозяин” Пьеса “Хозяин” написана около ста лет назад (1900 год), однако ее проблематика и герои остаются удивительно современными. В образе Терентия Гавриловича Пузыря воплощены наиболее существенные черты “хозяина” жизни – человека, который благодаря богатству приобрел большой вес в обществе. И. Франко отметил, что И. Карпенко-Карый дал “грандиозную по своему замыслу и по почти безупречную картину промышленника […]...
- Сочинение на тему: актуальность пьесы “Хозяин” Ивана Карпенко-Карого Размышляя о вкладе Карпенко-Карого в казну культуры, Симон писал, что драматургическое творчество этого писателя “было реальным отображением жизни нашего народа, его интересов, его психологии и широкого комплекса вкусов, – живым отображением живой жизни”. Карпенко-Карый первым в украинской драматургии переступил за границы шаблона – “той этнографической, с непременной любовью в центре драмы и дал начало серьезной […]...
- Творческое кредо Карпенко-Карого Свое художественное кредо И. Карпенко-Карый высказал в монологе героя пьесы “Суета” Ивана Барильченко: “Может, я и в самом деле чудодей, может, мои мечты – суета. Сцена же мой кумир, театр – священный храм для меня! Только из театра, как из храма торговцев, нужно гнать и фарс, и оперетку, они – позор искусства, так как вкус […]...
- Изображение мироеда в комедии И. Карпенко-Карого “Сто тысяч” Комедия И. Карпенко-Карого “Сто тысяч” изображает новых “героев” наживы, “которые выходили из низов, из крестьян, и становились промышленными, финансовыми или земельными магнатами. Эта комедия становится рядом с другими пьесами И. Карпенко-Карого, в которых возникают мироеды (“Мартын Боруля”, “Хозяин”), которые готовы отдать свою душу черту за деньги. Главный герой пьесы “Сто тысяч” – Герасим Мошна, человек, […]...
- Жизненный путь Ивана Карпенко-Карого Будущий классик драматургии увидел мир 17 сентября 1845 г. в селе Арсенивцы вблизи Елисаветграда (ныне – Кировоград) в семье управляющего помещичьего имения. Его отец, Карп Адамович Тобилевич, хотя и был дворянином, тем не менее, не имел достаточно документов для подтверждения дворянского происхождения. Он много раз безуспешно добивался признания своего благородного статуса, но так и не […]...
- Марко Вовчок – выдающееся явление в истории украинской литературы Темы, сюжеты ее произведений, прототипы героев, красивый украинский язык в творчестве М. Вовчок – все от глубокого знания жизни народа и фольклора. Это два главных источника творчества писательницы. Третье – литературное: влияние “Кобзаря” Шевченко, “тема его мотивов женского несчастья в лирических стихах и поэмах, образов скорбных Наймичек, Ведьм, Слепых. Марко Вовчок продолжила тему женщины-страдалицы из […]...
- Трагедия И. Карпенко-Карого “Савва Чалый” Вершинным произведением И. Карпенко-Карого на историческую тематику считается трагедия “Савва Чалый” (1899). Комедия образовалась в период античности (“Всадники”, “Птицы” Аристофана). За основу комедии взято смешное – что по Аристотелю, “определенная ошибка и уродливость, которая никому не причиняет страданий”. Авторы комедии сознательно снижают своих персонажей по сравнению со средним уровнем, который существует в жизни. Не имея […]...
- Карпенко-Карый (1845-1907). Иван Карпович Тобилевич Настоящее имя – Иван Карпович Тобилевич (псевдоним Карпенко-Карый объединяет в себе имя отца и любимого литературного персонажа Игната Карего – героя пьесы Т. Шевченко “Назар Стодоля”). Карпенко-Карый родился 29 сентября 1845 года в с. Арсеньевка Бобринецкого уезда на Херсонщине в семье обнищавшего мелкого шляхтича, управляющего помещичьего имения. Мальчик учился в Бобринецком уездном училище, потом с […]...
- Контрольна робота з теми: “Українська драматургія і театр 70 і 90-х років XIX ст. Творчість І. Карпенко – Карого” Контрольна робота з теми: “Українська драматургія і театр 70 і 90-х років XIX ст. Творчість І. Карпенко – Карого” 1. Карпенко – Карий – псевдонім: А. Леся Мартовича; Б. Івана Білика; В. Якова Головацького; Г. Івана Тобілевича; Д. Павла Губенка; 2. Найбільший внесок в українську літературу Карпенко-Карий зробив: А. У романістиці; Б. У ліричній поезії; […]...
- Чем смешон, чем страшен Пузырь? Человека всегда привлекали деньги, потому что они давали власть, именно поэтому он тянулась к ним, иногда забывая о чести, совести. Но бывало и так, что она вовсе превращался в кулака. Именно таким предстает передо мной Терентий Гаврилович Пузырь, человек смешной и одновременно страшный. Образ Пузыря раскрывается в разговорах со многими людьми. То мы видим, как […]...
- Жанровая система украинской драматургии Жанровая система украинской драматургии, составленная реалистическими произведениями, имела довольно широкий диапазон – от водевиля до сатирического гротеска, немало разновидностей драмы. А с жанровыми особенностями связан и характер психологического и социального анализа: постепенное нарастание первого в драматических жанрах и второго – в комедийных. Затрагивая тяжелые, а то и безвыходные жизненные ситуации, драма раскрывала проблему психологического одиночества […]...
- “Смерть поэта” вершинное достижение русской политической лирики XIX века Стихотворение “Смерть поэта”, выражающее взгляды целого поколения, было стихотворением, носящим все черты лермонтовской субъективности и, если угодно, лермонтовского субъективизма. Того самого субъективизма, который продиктовал раннюю лирику: стихотворения “Предсказание”, “10 июля. (1830)”, “30 июля. – (Париж) 1830 года”, “1831-го июня 11 дня”, “Нищий”, “Парус”, “Новгород” и многие другие. Отсюда из этих стихотворений в “непозволительные стихи” 1837 […]...
- Тема денег как социального зла в драматургии XIX века В начале 60-х годов одной из наиболее значительных драм, посвященных дореформенной деревне, стала пьеса А. Ф. Писемского “Горькая судьбина”. Автор, несколько лет проработавший в губернском костромском правлении чиновником особых поручений, почерпнул сюжет из местной судебной практики. “Романтизировав” действительность, писатель организовал житейский материал по законам сцены. Главный герой драмы – Ананий Яковлев – “питерщик”, то есть […]...
- Описание произведения “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН” Роман “Жак-фаталист и его хозяин” построен как диалог со множеством вставных эпизодов и бытовых рассказов. Беседуют между собой едущие по дороге Жак и его безымянный хозяин, они ведут разговоры о случаях из жизни, монахах, знатных дамах, дуэлях, людях низших сословий. Едут они как бы никуда и ни за чем, лишь в конце повествования оказывается, что […]...
- Образ Грохало и Семенова в автобиографической повести Хозяин (Горький А. М.) Одновременно с рассказами сборника “По Руси” Горький работал над автобиографической повестью “Хозяин”. Во время работы над этим замыслом Горький писал в одном из своих писем в 1912 г.: “Вы скажете – марксист! Да, но марксист не по Марксу, а потому, что так выдублена кожа. Меня марксизму обучали лучше и больше книг казанский булочник Семенов и […]...
- Новый хозяин вишневого сада Одной из последних пьес, которые написал А. П. Чехов, является “Вишневый сад”. Хоть это произведение по всем признакам и подходит под драму, но все же автор назвал его комедией. Все события в пьесе связаны с продажей имения Л. А. Раневской за долги. Ситуация постепенно накаляется, а в конце произведения новым хозяином вишневого сада становится предприимчивый […]...
- Творчество Леси Украинки – выдающееся явление мировой культуры Размышляя о вкладе Леси Украинки в казну мировой культуры, Олесь Гончар говорил о “смелых странствиях” поэтессы “в разные времена, к разным народам”, подчеркивая, что вопреки их большой ценности “важнее то, что, беря даже известные странствующие сюжеты и устоявшиеся в веках мифологической вместительности характеры, она трактовала их каждый раз по-своему, предоставляла им новую глубину, оригинальную философскую […]...
- Театр абсурда. Модернистские и неоавангардистские тенденции драматургии ХХ века Театральная жизнь во второй половине ХХ в., была проникнута духом смелых экспериментов. Публика стала свидетелем мощных эстетических взрывов, разрушали каноны драматических жанров, действие, композицию, сценическую речь. Предпринимались попытки создания пьесы “без действия”, “без характеров”, даже “без слов”. На кону ставились драмы, изображали стихию подсознательного и сферу мечты и направлены на нарушение интеллектуально – философских вопросов/ […]...
- Роль ремарок в одном из произведений русской драматургии XIX века. (А. Н. Островский. “Гроза”) Пьесу мы чаще видим, чем читаем. Читают ее со вниманием режиссеры и актеры. И вот для них значение небольших ремарок весьма важно, как важно и для нас, если мы не видели сценическую версию пьесы. Известно, что по мере развития драматургии менялась и роль ремарок. Например, если у Грибоедова они большей частью служили описанием действий, то […]...
- Сочинение Человек хозяин своей страны Каждый рождающийся ребенок, автоматически становиться гражданином своего государства, на территории которого он родился. Другой вопрос, как родители оформят это гражданство. Ребенок ступает в период младенчества, мама ведет тщательный уход за ним. Постепенно родители учат свое чадо ходить и разговаривать. Через три года ребенок поступает в детский садик, в котором его учат правильному поведению в обществе. […]...
- Роман “Седьмой крест” высшее достижение Зегерс Самым крупным художественным произведением Зегерс в годы мексиканской эмиграции стал роман “Транзит” (1943), в основу которого легли события, связанные с крушением Третьей республики во Франции в мае 1940 года. Зегерс сама испытала многое из того, что выпало па долю ее героев, и потому роман выглядит временами как свидетельство очевидца. Это впечатление еще больше усиливает композиция […]...
- Роль эпизодических персонажей в одном из произведений русской драматургии XIX века. (А. Н. Островский. “Гроза”.) Наверное, называть какие-либо персонажи “Грозы” внесюжетными, эпизодическими не вполне правильно. Да, они упоминаются эпизодично, на первый взгляд служат фоном к общей сюжетной конструкции, являются, как тот же Борис, предметом обстановки. Но роль их весьма важна, без них все произведение могло бы рассыпаться, как рассыпается дом, не имеющий связывающей арматуры. Этот же Борис настолько чужд атмосфере […]...
- Речевая характеристика героев в одном из произведений русской драматургии XX века. (М. Горький. “Дети солнца”.) Сравнивая работу писателя над романом и пьесой, Горький отмечал, что, “сочиняя роман, писатель пользуется двумя приемами: диалогом и описанием. Драматург пользуется только диалогом. Он, так сказать, работает голым словом…”. Действительно, в любом художественном произведении (кроме драматургического) можно встретить портретное описание героев и их характеров, пейзажные зарисовки и различные рассуждения автора на ту или иную тему. […]...
- Мастерство в построении сюжета. (По одному из произведений русской драматургии XX века. – А. В. Вампилов. “Утиная охота”.) В известной пьесе “Утиная охота” Александр Вампилов воспользовался нестандартным сюжетом, позволившим ему создать галерею характеров, озадачивающих зрителя и читателя, вызывающих огромное общественное беспокойство. Перед нами одно из бесчисленных в свое время учреждений, именуемых КБ, ИБ и т. п., формируемых из инженеров, научных работников, с самыми благими намерениями, но во многих случаях оказывающихся нерентабельными. Однако сотрудники […]...
- Будущее украинской нации О сильном, мудром, просвещенном, поэтическом нашем украинском народе писали еще в средневековье. Например, французский инженер и ученый Боплан оставил захватывающие отклики об украинцах в “Описании России”. А пора Запорожской Сечи – первой в Европе христианско-демократической республики? С казачеством считались короли и императоры и цари. Куда же делся тот гордый, свободолюбивый дух наших предков? Упал под […]...
- “Хозяин” из кн. “Повести и рассказы” (Баныкин) Сережа – сын лесника Степаныча – сидел в конце лодки за кормовиком. Сидел прямо, ловко работая послом, и, как положено капитану судна, зорко смотрел по сторонам, жмуря от нестерпимого солнечного света свои круглые карие глаза – не по-детски сейчас серьезные. Такого буйного разлива давно не помнил даже отец Сережки – бывалый человек, знавший волжскую пойму […]...
- Человек – хозяин природы или ее часть? Природа является тем фактором, который жизненно необходим для нашего существования. Увы, люди стали забывать совсем об этом. Мы привыкли слышать, что “человек – хозяин природы”. Безусловно, назвать данное выражение в корне неверным, нельзя. Хотя сегодня оно приобрело фальшивый оттенок. Приняв положение главных в этом мире, люди не опасаются собственной безнаказанности, а стремление к получению финансовой […]...
- Литература 70- 90-х годов И. Нечуй-Левицкий. Афанасий Мирный. И. Карпенко-Карый Цель: оценить учебные достижения учеников по этой теме; Развивать умение десятиклассников анализировать художественные произведения; творческие способности учеников; воспитывать самостоятельность и настойчивость в работе. Тип урока: контроль и корректировка знаний, умений, наывков. Оборудование: разноуровневые задачи. Ход урока I. Мотивация учебной деятельности учеников. Объявление темы и цели урока II. ОБъяснение учителем методики выполнения задач контрольной работы Выполнение […]...
- Жизнь ради денег в драме Карпенка-Карого “Сто тысяч” Драма “Сто тысяч” – один из шедевров украинской драматургии. В комедийной форме корифей украинского театра делает ударение на важных проблемах человеческой жизни, заставляет нас оценить собственные поступки, задуматься над своими жизненными приоритетами, показывает нам, насколько смешно и уродливо выглядит человек, который живет только ради денег, ради наживы. Но причиной всех перипетий произведения есть не только […]...
- Достижение поставленной цели Иоганн Вольфганг Гете говорил: “Я уважаю людей, которые точно знают, чего хотят”. Могу добавить: “И не только хотят, но и выполняют задуманное”. Об этом и идет речь в эссе “На пути к океану”. Кто достигает поставленной цели – вот проблема, над которой размышляет Ф. Д. Кривин. Рассуждая над поставленным вопросом, автор рассказывает нам о чудесной […]...
- Характеристика героев по произведению Дидро “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН” &;#124; ЖАК ЖАК Образ Жака напоминает образы Санчо Пансы и Жиля Бласа, с которыми его сближают чувства оптимизма, жизнерадостности и юмора французского народа. Но сходство с героями приключенческих романов является чисто внешним. Прежде всего потому, что Жак – философ, и философ говорливый. С детства ему затыкали рот кляпом – только так взрослым удавалось спастись от его непрестанной […]...
- “Книга песен” – выдающееся явление немецкого романтизма Цикл “Юношеские страдания” – наиболее романтический в “Книге песен”. Он, в свою очередь, состоит из циклов “Сновидение”, “Песни”, “Романсы”, “Сонеты”. Здесь доминирует тема несчастливой любви и любовных страданий. Своей скорбной непримиримостью автор стоит ближе к поэзии Байрона? чем к поэзии немецких романтиков, хотя с поэзией последних тоже много что сближает Гейне. Поэт живет в мире […]...
- Почему трудолюбивый хозяин превратился в “прореху на человечестве”? (образ Плюшкина) Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков, показывает то, насколько может морально опуститься человек. Ведь именно Плюшкина Гоголь назвал “прорехой на человечестве”, причина этого в том, что он был совершенно безразличен к своей душе и своему внутреннему миру. Для него характерны мелочность интересов и отсутствие глубоких чувств. Плюшкин очень скуп, он прячет свое богатство, нажитое годами, […]...
- Карпенко-Карий (1845-1907). Іван Карпович Тобілевич Справжнє ім’я – Іван Карпович Тобілевич (псевдонім Карпенко-Карий поєднує в собі ім’я батька та улюбленого літературного персонажа Гната Карого – героя п’єси Т. Шевченка “Назар Стодоля”). Карпенко-Карий народився 29 вересня 1845р. в с. Арсенівка Бобринецького повіту на Херсонщині в родині зубожілого дрібного шляхтича, управителя поміщицького маєтку. Хлопещ” навчався в Бобринецькому повітовому училищі, потім 1859 р. […]...
- Зображення глитая у комедії І. Карпенка-Карого “Сто тисяч” Комедія І. Карпенка-Карого “Сто тисяч” зображує нових “героїв” наживи, “які виходили з низів, з селян, і ставали промисловими, фінансовими чи земельними магнатами. Ця комедія стає поряд з іншими п’єсами І. Карпенка-Карого, в яких постають глитаї (“Мартин Боруля”, “Хазяїн”), ладні віддати свою душу чортові за гроші. Головний герой п’єси “Сто тисяч” – Герасим Калитка, людина, для […]...
- “Хазяїн” І. К. Карпенка-Карого – видатне досягнення драматургії XIX століття І. Карпенко-Карий – корифей української драматургії, його ідеї не вмерли, “вони живуть поміж людьми і, намагаючись втілитись у живі форми, прибрати реального змісту, нагадують їм про того, хто їх витворив, кому вони завдячують своєю появою на світ…” (Симон Петлюра). І. Я. Франко назвав І. Карпенка-Карого першим майстром на ниві української драматичної літератури. Межі об’єктів творчості […]...
- Твір на тему: Актуальність п’єси “Хазяїн” Івана Карпенка-Карого Розмірковуючи про внесок Карпенка-Карого в скарбницю української культури, Симон Петлюра писав, що драматургічна творчість цього письменника “була реальним одбитком життя нашого народу, його інтересів, його психології й широкого комплексу вподобань, – живим одбитком живого життя”. Карпенко-Карий першим в українській драматургії виступив за межі шаблону – “отієї етнографічної, з неодмінним коханням у центрі, драми й дав […]...
- Межпредметные параллели: реализм в украинской литературе Величайшими представителями реализма считаются Иван Тургенев, Федор Достоевский, Лев Толстой – в русской литературе, Чарльз Диккенс – в английской, Оноре де Бальзак, Гюстав Флобер, Стендаль, Эмиль Золя – во французской. Среди европейских реалистов нужно выделить писателя, чье творчество оказало колоссальное влияние на развитие литературы во всем мире. С его именем связывают утверждение в мировом писательстве […]...
- Сочинение на тему: “Достижение целей – все ли средства хороши? Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание” Тема: Самореализация, стремления, цели, смысл жизни, ценности и идеалы человека Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание” Проблема: Достижение целей – все ли средства хороши? Для любой цели средство одно Роман Федора Достоевского “Преступление и наказание” называется программным произведением. Но совсем не потому, что его изучают в школах и вузах, а потому, что в нем заложена […]...
- Белинский и его работы по украинской литературе Белинский, как и многие его современники, принадлежащие к прогрессивному лагерю, был увлечен героической борьбой украинского народа за свое освобождение, его прекрасными душевными качествами. “Малороссияне,- писал он,- одарены неподражаемым юмором; в жизни их простого народа-так много человеческого, благородного. Тут имеют место все чувства, которыми высока натура человеческая”. Белинский имел возможность близко познакомиться с Украиной во время […]...