Литература 70- 90-х годов И. Нечуй-Левицкий. Афанасий Мирный. И. Карпенко-Карый
Цель: оценить учебные достижения учеников по этой теме;
Развивать умение десятиклассников анализировать художественные произведения; творческие способности учеников; воспитывать самостоятельность и настойчивость в работе.
Тип урока: контроль и корректировка знаний, умений, наывков.
Оборудование: разноуровневые задачи.
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности учеников. Объявление темы и цели урока
II. ОБъяснение учителем методики выполнения задач контрольной работы
Выполнение задачи уровня I предусматривает
III. ЗАдача Для Проведения Тестовой Контрольной Работы Вариант I
Уровень I
Определите правильное утверждение.
1. Общество “Просвита” как центр научной и культурно-образовательной работы начинает действовать с 1868 г. в:
А Львове; Б Киеве; В Харькове; Г Черновцах.
2. В каком произведении И. Нечуя-Левицкого рассказывается о борьбе украинского народа против польской шляхты?
А “Кайдашева семья”; Б “Тучи”; В “Князь Еремия Вишневецкий”; Г “Афонский прохиндей”.
3. “Мартын Боруля” И. Карпенко-Карого –
А Комедия; Б Трагедия; В Драма; Г Трагикомедия.
4. Где впервые отдельной книгой напечатан роман П. Мирного “Разве ревут волы, как ясли полные?”?
А В Женеве; Б в Вене; В в С.-Петербурге; Г в Варшаве.
5. Красота весенней степи, внешность сельского парня и “полевой царевны” – это описания из:
А Повести О. Кобылянской “Земля”; Б Романа П. Мирного “Разве ревут волы, как ясли полные?”; В драмы-Феерии Лессе Украинки “Лесная песня”; Г Пьесы И. Котляревского “Наталка Полтавка”.
6. Кто из героев произведения к богачам льнул, а на голытьбу смотрит
гордо, хотя сам вышел из бедности (“Разве ревут волы, как ясли
полные?”)?
А Чипка;
Б Отец Чипки;
В Григорий;
Г Максим.
Уровень II
Дайте развернутый ответ.
Раскрыть понятие “корифеи”. Назвать корифеев украинского театра 2-й половины ХIХ ст. Выскажите собственную мысль о жизненном выборе Чипки и других персонажей (П. Мирный “Разве ревут волы, как ясли полные?”).
В чем комизм главного персонажа и тех ситуаций, в которые он попадает? (И. Карпенко-Карый “Мартын Боруля”)
Уровень III
Напишите произведение-миниатюру по одной из тем:
“Высокий духовный потенциал народа, воплощенный в женских образах романа “Разве ревут волы, как ясли полные?””. “Духовная роль сугубо эгоистических устремлений человека в творчестве И. Нечуя-Левицкого”. “Дворянство как миф о лучшей жизни (по произведению “Мартын Боруля” И. Карпенко-Карого)”.
Вариант II
Уровень I
Определите правильное утверждение.
1. Первую профессиональную украинскую театральную труппу создал осенью 1882 г. в Елисаветграде:
А Кропивницкий; Б Старицкий; В Саксаганский; Г Тобилевич.
2. Кому Нечуй-Левицкий посвятил повесть “Николай Джеря”?
А М. Коцюбинскому; Б П. Мирному; В Н. Лысенко; Г И. Карпенко-Карому.
3. Повесть “Кайдашева семья” И. Нечуя-Левицкого назвал “вершиной украинского писательства”:
А Т. Шевченко; Б И. Франко; В О. Гончар; Г О. Билецкий.
4. Назовите первую печатную пьесу И. Карпенко-Карого.
А “Бурлачка”; Б “Мартын Боруля”; В “Сто тысяч”; Г “Суета”.
5. Кульминация романа “Разве ревут волы, как ясли полные?” – это:
А Картины будущего общественного порядка; Б Поражение Чипки в борьбе с земством; В Арест Чипки после преступления; Г Трагическая смерть Гали.
6. “Полевая царевна” – так назвал П. Мирный одну из героинь романа “Разве ревут волы, как ясли полные?”. Это:
А Мотря; Б Галя; В Христя; Г Баба Оришка.
Уровень II
Дайте развернутый ответ.
1. Объясните связь литературы как искусства слова с ведущими тенденциями своего времени.
Чем отличается Мелашка от других женщин “Кайдашевой семьи”? Почему роман “Разве ревут волы, как ясли полные?” впервые был напечатан не в Украине, а за границей? Где именно?
Уровень III
Напишите произведение-миниатюру по одной из тем:
“Раздумья над виновниками семейных ссор и баталий” (по произведению И. С. Нечуя-Левицкого “Кайдашева семья””). “Афанасий Яковлевич Рудченко – “первый симфонист украинской прозы” (О. Гончар)”. “Родственность пьесы И. Карпенко-Карого “Мартын Боруля” с комедией Ж.-Б. Мольера ” Мещанин-Шляхтич””.
IV. Итог урока
V. Домашняя задача
Подготовить сообщение о жизненном и творческом пути М. Старицкого.