Волх Всеславьевич: исторические предания и вымысел в былине
Жизнь и мифы древних славян
Когда и почему возникли песни о Волхе.
Деяния князей-родоначальников надолго остались в памяти русского народа. Шли века. Киевская Русь, правители которой славились силой, удалью и богатством среди окрестных народов, распалась на множество княжеств. Страшное монгольское нашествие разорило Киев и другие города, возродило в народе вспоминания о борьбе богатырей со злыми степняками — Тугарином Змеевичем и Соловьем-Разбойником.
Еще позже Московское царство распространило свою власть на далекие северные
Только в XIX веке на Русском Севере были записаны песни и былины, в которых смутно проступают деяния первых русских князей, а главными героями являются богатыри из народа, пахари — Илья Муромец, Микула Сельянинович. Сложил народ и песни о князе Волхе Всеславьевиче, великом чародее, оборотне и завоевателе.
Рождение и детство Волха.
При его рождении гром грянул с небес, море заволновалось, земля затряслась: то боги показывали, что появился великий кудесник, сильный волхв.
Пеленами Волха были в детстве латы булатные, в головах в колыбели лежал золотой шлем, а погремушкой была свинцовая палица. Вырос Волх могучим богатырем. Обучил его Велес-змей многим премудростям. Умел он оборачиваться ясным соколом, мог серым рыскать по полям.
Умел он превращаться в гнедого тура с золотыми рогами. Выросши до пятнадцати лет, стал Волх собирать дружину таких же молодцов. И набрал их семь тысяч. И когда шла та дружина по дороге-просеке, не видно у нее было ни начала, ни конца.
Услышав гром оружия ее, разбегались дикие звери, разлетались птицы. Чем Волху свою дружину кормить? Ночью, когда дружина засыпала, превращался он в серого волка, рыскал по лесам — охотился на зайцев и лисиц; обращался соколом, нападал на гусей-лебедей, да и уткам от него спуску не было. До сыта он свою храбрую дружину поил-кормил.
В дорогие шубы барсовые отважных витязей одевал.
Волх и Индийский царь. Прослышал вещий Волх, что Индийский царь хочет идти к Киеву, чтобы город разрушить и на дым спустить, а людей в полон взять. Обернулся богатырь туром-золотые рога, побежал к царству Индийскому, а над морем полетел ясным соколом.
Сел он на окно царского дворца, стал подслушивать разговор царя с царицею, разведывать злые замыслы царские. Предупреждала молодая царица Индийского царя: «Родился на Руси могучий богатырь, тебе, царь, сопротивничек».
Обернулся тогда Волх горностаем, проскользнул в царские хранилища. Лукам тетивы перекусил, мечи о камни затупил.
Вернулся он к своей храброй дружине, разбудил воинов: «Не время спать, пойдем мы к царству Индийскому».
Разбой в Индейском царстве. Подошли они к царскому городу, видят — высоки его стены белокаменные, крепки ворота железные. Охрана не спит ни день, ни ночь. Опечалились воины Волховы, пригорюнились: «Здесь лишь муравей может проползти сквозь запоры крепкие».
Превратил тогда Волх дружинников в муравьев — пролезли они сквозь замки-запоры и вновь обернулись витязями.
Хватились тут индейские воины — а луки у них испорчены, мечи затуплены. Закричал Волх своим воинам: «Гой еси, дружина хоробрая! Ходите по царству Индейскому, рубите старого и малого, но оставьте в царстве лишь семь тысяч душечек-красных девиц!» Стали дружинники Волховы громить Индийское царство. Всех посекли, лишь девиц красных оставили.
А сам Волх пошел к царскому дворцу, пнул ногой — разлетелись двери в мелкие щепки. Взял богатырь царя за белы руки, да ударил об пол. Из того и душа вон.
А царицу Волх себе в жены взял. Разделил он царские богатства — золото, драгоценные ткани и благовония — между воинами. Золото он делил бочками, а коней и коров — табунами.
И на всех хватило. Переженил Волх своих воинов на красных девицах, и зажили они в Индийском царстве припеваючи.
«Сказка — ложь, да в ней намек…»
Как давно заметили ученые, былинная песня о Волхе Всеславьевиче явно перекликается с летописными рассказами о вещем Олеге и князе-колдуне Всеславе Полоцком (не случайно и отчество Волха — Всеславьевич). Как Олег ходил Волх с огромной дружиной далеко за море, хитростью брал царский город, жестоко расправлялся с его жителями. В судьбе обоих змея распоряжалась жизнью и смертью. Подобно князю Всеславу Полоцкому Волх умел превращаться в волка, обоих мать родила «от волхования», то есть с помощью колдовства.
Мифологические представления о Велесе-змее и его чудесных превращениях, воспоминания о посвящении молодежи в члены племени и о древнем обычае воинов-дружинников добывать себе невесту в соседнем племени переплелись здесь с историческими воспоминаниями, относящимися к Киевской Руси. Исторические предания и вымысел перемешались в былине: славяне вступали во время историческое, миф угасал, на смену ему приходил героический эпос. Славянская мифология Жизнь и мифы древних славян