Стихотворения на культурно-исторические темы Шиллера

Во второй половине 90-х годов Шиллер написал цикл стихотворений на культурно-исторические темы. В него входят: “Прогулка”, “Помпея и Геркуланум”, “Жалоба Цереры”, “Элевсинский праздник”, “Торжество победителей”, “Четыре века”, “Песня о колоколе” и др. Тематика их также связана с работами поэта по эстетике. На примере истории человеческой культуры Шиллер показывает, как протекало развитие общества от низших форм культуры до современной цивилизации, от поры единства идеала и жизни к эпохе разрыва между ними,

от гармонии к антагонизму, от “игры” – к труду, от детской беззаботности к заботам и противоречиям современной жизни.

Этот ход развития рисуется поэтом как противоречивый, но прогрессивный путь, как неизбежная эволюция в развития человеческого общества от его детства до возмужалости. Характеризуя смену мировых эпох, Шиллер приходит к выводу, что каждая эпоха уступает место другой, новой в силу железной исторической необходимости.

Этот цикл стихотворений открывает написанная в 1795 году “Прогулка”. Перед мысленным взором поэта проходят картины всех этапов развития человеческой культуры.

Вот перед ним нивы, стада и пастухи отдаленных первобытных времен, когда не было ни городов, ни храмов, ни сословий:

Ты, счастливый народ, не проснулся еще для свободы, Радостно с полем своим делишь ты тесный закон, Чередованием жатв желания ты ограничил. Жизнь подобна твоя сменам дневного труда. (перев. Вс. Рождественского.)

Но вот развиваются ремесла и торговля, появляется разделение труда, общество распадается на сословия, на богатых и бедных, господ и рабов. Образуются общины и государства, строятся города, а в них – храмы для богов и дворцы для царей. Пока человек и человеческий коллектив еще близки к природе, а интересы личности еще не противостояли общественным, цветет классическое искусство античности. Эта близость человека к природе уничтожается, с развитием техники и разделением труда, с появлением антагонизма между сословиями и т. д. Власть правителя, как первого среди равных граждан в государстве, превращается в тиранию, и “многие тысячи лет мумия властвует миром”.

Среди людей возникают различные пороки, вражда, угнетение слабых сильными. Право, свобода, правда, естественность и природа попраны:

Правда уходит из речи, а вера и верность из жизни, Клятву давая богам, лжет без нужды человек.

Но нельзя навечно подавить природу человека, его естественное стремление к свободе. Как корабль, долго стоявший на якоре, в конце концов срывается с него и несется по волнам бушующей морской стихии, так и угнетенное человечество, народ, вырывается, подобно тигру, из клетки и мстит угнетателям за свое рабство, разрушая при этом города и храмы. Несомненно, что, создавая такие картины развития человеческого общества и его культуры, поэт в основном повторяет в поэтических образах мысли “Писем об эстетическом воспитании человека”; при характеристике “самоосвобождения” угнетенного народа от цепей рабства, наложенных на него господствующими классами, он, конечно, имел в виду французскую революцию, изображенную и здесь также в отрицательном духе.

Конец “Прогулки” повторяет утопические идеи “Писем” о завоевании общественной свободы посредством красоты, искусства, античной гармонии. Обращаясь к природе, поэт закапчивает стихотворение словами:

Кормишь ты тою же грудью века, что идут за веками; Так же под синью небес, в зелени тех же лесов Бродят и те, что живут, и рано угасшие роды, Солнце Гомера – смотри! – светит приветно и нам!

В цикле стихотворений на культурно-исторические темы наряду с иллюзиями о “царстве эстетической видимости” все чаще и чаще слышатся ноты разочарования, жалобы, что реальная действительность беспощадно убивает мечты о торжестве красоты и искусства.

Эти мотивы разочарования будут повторяться и в дальнейшем, вплоть до самых последних стихов Шиллера (“Юноша у ручья”, “Путешественник” и др.). Но вместе с тем у Шиллера уже. намечается тенденция преодоления “прозы жизни” посредством труда. В этом отношении характерно самое большое стихотворение цикла – “Песня о колоколе”, над которым поэт работал в течение многих лет, и которое закончил в 1799 году.

Как хороший колокол создается удачным сплавом металла, так и жизнь отдельной личности и всего общества может быть счастливой, удачной лишь при условии гармонии идеала и действительности, общности стремлений и интересов, личности и коллектива.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Стихотворения на культурно-исторические темы Шиллера